БелАз Белые Азиаты Прибайкалья 
К ВОПРОСУ О РАЗДЕЛЕНИИ
АБОРИГЕННЫХ ПОРОД СРЕДНЕЙ АЗИИ
назад http://turbolamazoid.narod.ru/main/tibet/tibetan_mastiff5.htm

газета "ZOOПетербург", Иванова Т.М.

Александр Лабунский, автор книги "Собаки Средней Азии" в своих путевых заметках кинолога познакомил нас с тем многообразием собак, которых ему посчастливилось повидать за 18-летний срок постоянных посещений этого региона. Можно только еще и еще раз поблагодарить этого мужественного, одержимого человека за рассказ об увиденном. Ведь сложно даже просто побывать здесь и тем более добраться до мест обитания отарных собак, столь труднодоступных, что для простых людей это практически невозможно.


Как было бы прекрасно, если бы о собаках Средней Азии рассказали и Татьяна Табунова-Рабышко, которая привезла в свой питомник много первоклассных собак, найти подобных можно было только хорошо зна Туркмению. И Виктор Айзенберг, исколесивший не только всю Туркмению, но и Таджикистан, и Анатолий Сергеев, и Леонид Маневич и многие другие.


Основываясь на увиденном, Александр Лабунский считает, что в Средней Азии существуют различные породы аборигенных собак, которые имеют разных предков и используются по различным службам, предлагает сначала разделить их на три группы: 1) среднеазиатская овчарка, 2) среднеазиатский дог. 3) среднеазиатский мастиф, положив в основу отличия в поведении и типе конституции, а вернее - типе сложения.


Оставим пока сам факт возможного существования в регионе разных аборигенных пород, а коснемся только предлагаемых названий групп, на которые автор предлагает разделить породы, самой терминологии.


Обратимся к основополагающим книгам. Термин "догообразные собаки" образовался от названия "тибетский дог" - под таким названием английским писателем Юаттом в 1845 г. впервые была описана крупна пастушье-сторожевая собака, привезенная в Англию с пограничных с Тибетом Гималаев. В группу "догообразных" собак объединены крупные собаки, имеющие общее в телосложении и назначении. Макс Зибер в книге "Тибетска собака", изданной в 1897 г., к этому виду относит: старых немецких догов, так называемых бэренбейцеров, булленбейцеров средних веков, древних боевых собак средней Европы, тяжелых догов Франции, мастифов, огромных догов Испании (мастин).


Проф. К.Келлер относит к этой группе и молоссов.


Т.О. "мастиф" как название группы собак определенного типа сложения входит в группу "догообразных".


"Мастиф" и "дог" часто употребляются применительно к одному и тому же типу, одной породе. Например, в стандарте на тибетского дога в скобках дается название "тибетский мастиф".


А.Лабунский абсолютно правильно утверждает в своей работе, что названий "мастиф" и "дог" у народов Средней Азии применительно к собакам нет. Так зачем же вводить такие названия? Свои породы собак они создавали для определенной работы, имеют определенное назначение и соответствующее назначению название. И правильнее называть их в соответствии с природным назначением, это пастушье-охранные и сторожевые собаки. Зачем надо называть их мастифами, догами?


Пастушье-охранные собаки отличаются в своем строении от группы догообразных. Макс Зибер в уже названной работе пишет, что раньше полагали, что большие пастушьи собаки, перечисляет породы разных регионов, в том числе называет пиренейских собак, маремму, огромных собак Кавказа, породы собак Афганистана, Кандахара и другие, составляют вместе с альпийскими собаками Швейцарии, сенбернаром и альпийским собаками Центральной Азии, тибетской, одну группу так называемых горных собак, но более тщательное изучение черепа, строения формы головы, постав глаз показывает, что пастушьи собаки стоят к "волчьему типу" значительно ближе, чем обе формы альпийских горных собак.


И относительно молоссов. Р.Клетт и Л.Гольгоф (1914) приводят в совей книге изображени молоссов и псевдо-молоссов, - также превосходные доги с широкой мордой, короткими ушами и гривой волос на загривке. Эта порода, по-видимому, не имеет прямого отношения к настоящим "молоссам". А приведенные изображения имеют сходство с изображениями пастушьих собак.


Обратимся к названию "тибетский мастиф". В статье "Тибетский мастиф", опубликованной в журнале "Schweser Hundesport" за 1984 г. автор пишет:


"Название "мастиф" могло вводить в заблуждение А.Крокстон-Смит /А.Сroxton-Smith/ в своем опубликованном в 1940 году очерке "О наших собаках" писал о тибетском мастифе, что характеристика "мастиф" неверна, что правильнее было бы назвать породу пастушьей собакой. Хаук /Hauck/ также относит тибетскую собаку не к догообразным, а к собакам, пасущим стада коров и овец.


Дэвид Хэнкок /David Hancock/ присоединяется к этому мнению, в опубликованной статье в газете "Kennel Gazette" в 1983 году, где он говорит: "Я считаю, так называемого тибетского мастифа горной собакой, как пиренейская собака и бернская собака, пасущая стада на альпийских лугах. Это пастушья собака, как кувач в Венгрии, мареммская собака в Италии, карабаш в Турции, бувье во Фландрии: Но в нынешнем столетии стали называть каждую большую собаку мастифом, независимо от ее использования и происхождения: По признанию "Kennel Club", тибетские собаки и получили, вероятно, самое неудачное название своей породы: Так, например, тибетский терьер не был и не есть терьер, а тибетский спаниель - это не собака, поднимающая дичь".


Список неудачных названий пород можно продолжить и из практики отечественного собаководства. Например, черный терьер - это тоже не терьер. Нужно ли в настоящее время множить названия, не соответствующие назначению.


Существование многих местных разновидностей собак в Средней Азии вполне понятно. Разводят изолированно и с большой степенью инбридинга. На огромной территории держат собак для выполнения конкретной работы. Собака должна хорошо работать и ценить ее будут именно за это. Здесь не существует единого организованного разведения с ведением племенных книг, порода не удерживается рамками стандарта.


Даже относительно европейских пород, на многие в разных странах существуют национальные стандарты, которые расходятся в определенных положениях, а языком общени является стандарт, утвержденный ФЦИ.


Что же касается разных типов собак Средней Азии, то это вытекает как из разнообрази ландшафта, так и из самой истории.


На начальных этапах важна была собака-пастух, помогающая пасти скот и одновременно охраняющая его. Вернемся к книге А.П.Мазовера (1947). Он пишет (стр. 97):


Первые пастухи пасли скот пешими. Овцы в то время не были еще достаточно "одомашнены" и управлять таким стадом было трудно.


Характерные хозяйства до сих пор еще сохранились на Севере, где домашний олень настолько приручен, чтобы подпускать к себе человека, и лучшим способом управления стадом считается там пастушья собака.


Очевидно впоследствии, с появлением в обиходе у человека лошади и с приручением животных, роль собаки-пастуха становится не актуальной. На долгое время ее заменяет собака-сторож - более крупных и сильных пород, назначение которой уже не пасти стадо, а защищать его от хищников и врагов".


Существование разных по сложению собак подтверждают археологические раскопки. На территории Туркмении была маленькая собака, а во 2 тысячелетии до нашей эры существует уже крупная. Но ведь собаки не исчезают же с лица земли, они смешиваются, а природа и человек проводят отбор наиболее полезных, с точки зрени применения, качеств, в том числе и экстерьера. Между крайними типами всегда есть промежуточные.


Разные типы внутри породы, которым дают даже свои названия, существуют в разных породах. Хэди Ноуч /Hedy Nouc/ в 1980 году, исследуя в Гималайской деревне тибетских собак, собрала у местных жителей 42 экземпляра, она различала следующие типы: бара-бенгали /Bara-Benghali/ бхармоури /Bharmouri/ и лахаули /Lahayli/.


Существование разных типов имеет место и в югославской породе Saplanin, и многих других. Имеет место это и среди заводских пород.


На Всесоюзной конференции в 1990 г. в Ашхабаде докладчик Гельды Кяризов говорил о разных типах собак в породе, отличии в характере сложения, мускульной силе, характере поведения и движений. Различают тип копек, что в переводе означает кобель, но вкладывается в это понятие силы, твердости характера собаки, копек-си, т.е. похожий на копек, но обладающий меньшей мускульной силой, и гаян-си, более легкий тип сложения. И тип кайн, вот в этом типе предполагают прилитие кровей борзых, в своем строении собаки остромордые, с выраженными углами скакательных суставов, такие исключаются из породы как помесные. Эти типы определены для одной породы, здесь не идет речь о помесных животных с прилитием кровей аборигенных собак другого назначения или европейских пород собак.


Следует заметить, что название "копек" существует и в других соседних странах относительно сходных пород. Например, в Турции повсеместно используется термин "coban kopegi" по отношению к различным видам больших и сильных собак, используемых пастухами для защиты своих стад, этот термин используется дл обозначения всех пастушьих собак. Слово "coban" означает пастух, а "kopek" - собака, вместе - пастушья собака. Породу собак "Кангал", которая получила название по району в Туркмении, откуда переселилсь поселившиеся здесь со своими собаками народы, называют - "Kangal Kopegi" (см. "Newsletter of the Anatolian", 1994, № 4).


При разведении же следует соединять собак близких по типу. Но этот принцип вообще действующий в зоотехнии. Здесь же важно сохранить те природные типы, не создавать что-то усредненное. При таком подходе больше шансов соединить собак, сочетающихся между собой.


Опять-таки в заводских породах, даже при достаточно однотипном поголовье, не любые выбранные собаки будут хорошо подходить друг к другу, разведенец всегда использует накопленный опыт сочетаемости кровей.


Поэтому так опасна имеющаяся в настоящее время практика ЦКСС при обмене родословных отсекать колена происхождения по формальным чаще всего признакам, там-то номера в справке нет, а его руководящие документы ЦКСС и ФСС и не требовали, там-то личные домыслы штатного сотрудника -- достоверна ли справка, а на ней печать местного органа власти. Воистину не ведают, что творят наделенные властью чиновники. Ведь случись смена руководства породой в клубах на местах, придет новый лидер и окажется с массой собак и нулевой информацией о происхождении. И не желая зла породе и стоящим за собаками владельцам, может таких близкородственных собак соединить, а подчас этого-то и не следовало делать. И куда же девать таких животных, которым дали право на жизнь, и за каждым таким животным стоит любящий его владелец.


И возвращаясь к самому вопросу существования в Средней Азии разных пород собак и возможности их разделения. Для решения этого вопроса требуется колоссальна исследовательская работа, и в случае проведени таковой и получения подтверждения существовани разных пород, соответствующих разному назначению, а не разных типов, необходимо именно на родине этих пород убедить в необходимости их раздельного племенного ведения. Готово ли сегодня к такой постановке разведения местное население этого региона? На протяжении многих столетий потомственные чабаны разводили собак в соответствии с многовековыми традициями, по линиям и добились удивительных результатов. Важно сохранить именно эти традиции, а ввести необходимо клеймение и официальную регистрацию рождаемых собак.


Что же касается того, что существующа в настоящее время порода есть соединение древних пород - исконно пастушье-сторожевых и боевых, то такое могло иметь место. На территории Средней Азии в древние века постоянно велись войны ив большом количестве использовались, как боева сила, собаки. С изменением характера вооружения и утратой необходимости использовать собак, силу их челюстей как оружие в борьбе с противником, эти собаки ведь не исчезли с лица земли. Но нельз не согласиться с господином Герхардом Шюлером, автором прекрасной книги "Доберман" (М., 1996 г.), где он пишет, что "В древние времена разводили сторожевых и военных собак, которые отличались особенными размерами и злобностью. Этих животных, однако, едва ли можно было подчинить. Поэтому их, в конце концов, стали отбирать на "миролюбие". В части поведенческих характеристик отбраковку вели пастухи. Но боевые собаки обладали хорошими качествами - рост, сила - и это могло быть полезным. И если оказалось, что каждая из исходных этих пород обладала сильной наследственностью, то при их соединении наряду с какими-то вариантами получения среднего типа и его дальнейшего проявления могли проявляться и исходные формы.


Если говорить о различии типов, отличающихся не только ростом, массивностью сложения и соответствующим поведением и характером движений, а рассмотреть особенности сложения, то здесь можно проследить существенные различия у собак именно в характере сложения. В народе различают у собак два типа головы: "лошадиные" и "медвежьи". Одни имеют широкую в черепе голову и относительно него более узкую, но практически не суживающуюся к мочке носа морду и более короткую, соответственно здесь чаще встречаются и иные формы смыкания резцов, у собак с такими головами туловище имеет, как пишут многие авторы, "цилиндрическую" форму. У собак с "лошадиными" головами, в сравнении с предыдущими, более узкие в черепе головы, соотношение длин собственно череп-морда более близко к половине, у них практически не встречается перекус, эти собаки имеют иное строение туловища, с глубокой грудной клеткой, но меньшим изгибом ребер, иной характер движений.


Если сегодня эти типы собак несут в себе информацию об исходных древних породах, то безусловно надо стремиться их не соединять. Но реально ли сегодня говорить о разделении по конкретным экземплярам пород? Представляетс сложным. Пока не известно, какого типа были их предки, и при определенном подборе пар разведенцев могут подстерегать выщепления.


Как правильно называть эту древнюю аборигенную породу крупных и сильных собак пастушье-охранного назначения и применения. Хорошо было бы использовать в названии те термины, которыми местное население называет этих собак у себя на родине и из них выбрать наиболее доступный для всеобщего понимания и признаваемый разными коренными народами этого региона.


Само назначение этих собак должно исключать из названия породы как несоответствующую сути характеристику "овчарка". Не подходит и название "волкодав", так как порода создавалась не для охоты на волков, а для охраны скота, в том числе и от волков.


Сохранить существующие желательные аборигенные типы, многовековые традиции разведения - вот такую на сегодня чрезвычайно важную задачу должны решать, с моей точки зрения, любители этой породы. Совсем недопустимо утрате мощи, крепости собак как следствию неправильного подбора пар и неправильного выращивания, не позволяющего реализовать заложенные в щенке потенциальные задатки, давать объяснение принадлежности их такой аборигенной породе.


Материалы подготовлены Т. Ивановой
и любезно предоставлены газетой "ZOOПетербург"

вверх
назад
irkcao@narod.ru
© Copyright Sh Design Group, 2003
Hosted by uCoz