БелАз Белые Азиаты Прибайкалья 
Интервью с ЛАТИФИ АЛИХОНОМ ОТАХОНОВИЧЕМ
назад Благодарим Наталью Карасеву за предоставленный материал

Наталья Карасева:
Сайт: www.jenard.narod.ru


АЛА ПОЛВОН

Я БЕСЕДУЮ С ДИРЕКТОРОМ ТАДЖИКСКОГО ФИЛИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, КАНДИДАТОМ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, СОБАКОВОДОМ - ЛЮБИТЕЛЕМ - СОВЛАДЕЛЬЦЕМ ПИТОМНИКА АМЕРИКАНСКИХ ПИТБУЛЬТЕРЬЕРОВ "VALHALLA BURC KENNEL", энтузиастом породы СРЕДНЕАЗИАТ-СКАЯ ОВЧАРКА - Латифи Алихоном Отахоновичем.

Н.К: - АЛИХОН ОТАХОНОВИЧ, Вы долгое время занимались среднеазиатскими овчарками, изучали поголовье…

- Вы были в других республиках Средней Азии? Видели там собак? Есть ли там на Ваш взгляд какие-то фенотипические отличия от Ваших таджикских собак, например, отличаются ли от них собаки Туркмении?

А.О.: Я бы не сказал, что я долгое время ими серьезно занимался, я просто вырос среди этих собак. Ныне покойный отец был журналист, корреспондент, и он ездил по Таджикистану, и по другим республикам СССР, и по другим странам Средней Азии, и постоянно брал в поездки меня и брата. Ездили по районам, по отарам, по кишлакам - то есть собаки всегда были перед глазами, тем более что семья отца занималась скотоводством, и бабушка тоже много рассказывала об этих собаках, и ее родня тоже, то есть можно было это все видеть, расспрашивать, изучать.

Я был во всех Республиках Центральной Азии кроме Туркменистана. В Туркменистан я попал впервые в 1993 году в самом начале, всего на несколько дней, когда уходил в Иран, было не до собак… потом был там еще дважды, и опять же было не до собак…

Собак в Туркменистане я вообще не видел.

Только видеозаписи.

Для меня сложилось впечатление (по видеозаписям и фотографиям), что в Туркменистане намного больше светлоокрашенных собак, практически нет черных. С преобладанием черного окраса - для туркменских собак менее характерно, чем для собак из Таджикистана, где черный и черно-подпалый окрас я считаю базовыми. Хотя, конечно, у нас есть и совершенно белые собаки, и палево-пегие, и палевые и палевые в черной маске. То есть совершенно такие же, как и во многих других регионах.

Из других республик Средней Азии… Мне всегда казалось, что в Узбекистане нехорошее поголовье…Это мнение чисто субъективное… Более-менее мне нравятся собаки из-под Бухары, очень мощные, костистые, злобные псы. Иногда нам их привозили в Душанбе.


АЛА ПОЛВОН

И на Севере республики у нас граница с Кыргыстаном, там собаки более легкие чем наши, более подвижные, достаточно свирепые. Мне казалось, что они более легкие, чем таджикские, более беднокостные. Вообще это в какой-то мере соотносится с моими прошлыми словами, о том, что многие отары в Киргизии охраняют именно тайганы.

Несколько отар которые были именно у киргизов - охранялись тайганами. Это в одном районе Таджикистана - Джергитале. Там живут этнические киргизы, киргизское население, и у них отары охраняются тайганами, которых они одновременно использовали для охоты на сурка и лисиц. В этих отарах азиатов не было вообще в принципе.

Не держали хозяева. Это не значит, что они не знали об азиатах, или их вокруг нигде не было - просто не держали.

Про Казахских собак ничего не могу сказать, в те области, куда я попадал, собак не видел.

Про Иранских собак. Видел мало, все время проездом. Видел и азиатов, откровенно похожих на дворняжек, видел и породистых, очень породных собак, но мало… примерно одна на 30 собак. Я спросил тогда иранцев, куда делись собаки из отар, что случилось. Мне сказали, что в период войны с Ираком, когда оставалось много трупов на поле боя, собаки становились людоедами… практически всех собак перестреляли, огромное количество собак, причем не только в местах сражений, а вообще, то есть везде стали бороться с бродячими собаками таким образом.

Брат мне рассказывал, что в Афганистане очень хорошее поголовье. Я впоследствии сам видел афганские бои, и к нам сейчас завозят иногда афганских собак - очень достойные особи. В принципе от хороших таджикских собак или от туркменских ничем не отличаются…

Есть такие разговоры, что, мол, в Афганистане встречаются такие огромные... ого-го размера особи… Я много слышал таких разговоров, но они обычно либо не соответствуют истине, ибо им не с чем сравнить, либо реальных нормальные промеры "на глаз" и "как должно быть" у нас не совпадают. Чаще всего оказывается, что это среднего и немного выше среднего роста собаки…

С 80-х годов мы заметили, что количество собак начало сокращаться - тех, которых мы помним, что вот такие должны быть собаки, и что психика и рабочие качества стали падать и внешность уже была не та, что мы помним на основании нашего опыта, и что сохранилась на фотографиях.

И мы решили заняться сохранением того, что еще можно сохранить, и что мы помним.

На тот момент нас поддержало то, что в России уже вышла книга "Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения", и это дало определенный толчок в республиках Средней Азии - просто проснуться, почувствовать и гордиться своей собакой.

До этого ведь были в основном западные породы: восточноевропейские овчарки, черные терьеры, московская сторожевая. А наши исконные породы оказалась как бы в загоне, они просто работали и всё. Наши породы практически были никому неизвестны.

Например, тазы Таджикистане практически исчезла.

Мы видели в это время всего два раза собак тазы которые были именно таджикские. Позже привезли из Казахстана, но это было всего несколько любителей, они привезли немного собак.

Но на сегодняшний день этой породы у нас опять же нет.


АЛА ПОЛВОН

И тогда мы решили, что нужно объединяться, собрались несколько человек в Душанбе, в клубе собаководства при Обществе Охотников. Решили пересмотреть стандарт, который на тот момент мазоверовский был.

(Лучше бы его вообще никто не пересматривал, чем те стандарты, которые сейчас появились…)

Вот мы решили посмотреть стандарт, насколько он соответствует нашим собакам, и первым делом решили сделать выводку хотя бы из тех собак, которые есть у каждого из нас. Собрались, привели собак голов 15-20. Посмотрели, поголовье было, конечно, разнотипное. Это всегда наблюдалось в Таджикистане, единого такого монолитного, одинакового "таджикского" типа собак никогда не было. Но общие черты, отличные от других республик, у них есть.

Мы решили с братом начать с того, что нужно собрать поголовье, которое на данный момент есть "на руках" в Душанбе, и поехать по отарам с целью изучения аборигенного поголовья.

После многих поездок получились следующие впечатления и выводы:

Достать сук из отар практически невозможно, чабаны сук не отдавали в принципе. Мы на две-три отары находили всего одну суку, и ни один чабан эту суку отдать не согласился.

Я помню, мы приехали в одну из отар, там было 8 собак, и все были потрясающие!!! там было еще 2 щенка, один из них сука, и ее ни за какие деньги чабаны не продали.

Однажды мой брат вместе с Тимуром Клычевым поехали в один кишлак и увидели там несколько щенков, и им удалось уговорить чабанов продать этих щенков.

Одну из сук забрал Тимур, одна попала к нам, и в принципе мы видели уже и основные типы, которые есть в Таджикистане, и пути, по которому пойдем мы.

Мы много объездили, осмотрели множество собак, получили представление об основной части поголовья Таджикистана, сделали множество фотографий, промеров…

Но началась война, которая практически погубила большую часть всего таджикского поголовья.

После войны я вернулся в Таджикистан, уже занимаясь породой американский питбультерьер.

Н.К.: - ПО ПОВЕДЕНИЮ АБОРИГЕННЫЕ СОБАКИ ВАШИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ВИДЕННЫХ ВАМИ РОССИЙСКИХ СОБАК???

А.О.: Я сейчас наверное не буду говорить о тех российских собаках, которых видел в 1993-1994 году, потому что зачастую они либо были просто аборигенами, либо потомками аборигенов и ТОГДА я не заметил никакой принципиальной разницы, тем более большинство этих собак я видел в сельской местности. И вели они себя точно также, как и у нас во дворах.

Что касается собак, которых привезли из России и вырастили у нас…

Я сейчас общаюсь достаточно с одной сукой во дворе. Она мне совершенно не нравится, не устраивает именно по повдению. Она очень скандальная, она очень много лает, то, что пустолайка называется, она…ну, приходишь во двор обычно если азиат тебя облаял наш абориген - одного окрика хозяина обычно хватает, чтобы собака замолчала и она вообще на тебя лаять не будет, пока ты в этом дворе. Она может залаять, если ты вышел и вернулся. А иногда даже и этого не происходит, если хозяин дал понять, что ты свой, и тебя надо пускать. Это днём.

Ночью все равно не рекомендуется в этот двор приходить даже своим (не живущим в данном доме, а именно "своим" - кого хозяин обозначил), не предупредив хозяина. Или подойти к калитке и ждать ЗА территорией.

А эта сука она ходит за мной по пятам и она все время меня облаивает. То есть ни окрики, ничего не помогает, она отходит, через некоторое время возвращается и опять облаивает. Очень действует на нервы не только мне, но и хозяину. Хотя выглядит собака классно, очень импозантно, но у нее проблемы с ногами… думаю, потому что в щенках она росла очень быстро, быстро набирала вес и, очевидно, не выдержали связки.

У нас есть один замечательный кобель, привезли его из Москвы, и, вроде бы разведения госпожи Овсянниковой, то же самое, у него большие проблемы с задними ногами…

У нас была выставка осенью и я был в выставкоме и в судейской бригаде ринга. У нас очень большие ринги для собак, я просил, чтобы собаки двигались долгое время, чтобы оценить аппарат движения. Он пробежал полтора круга, второй круг он закончить оказался не в состоянии, перешел на шаг, и как его ни тянули, он не мог пойти быстрее.

Н.К.: ЕСТЬ КАКОЕ-ТО РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОТАРНОЙ СОБАКОЙ И СОБАКОЙ ВО ДВОРЕ???

А.О.: Есть различие в поведении этой собаки. Одна и та же собака в отаре и во дворе ведет себя все-таки по-разному. Если в отаре собака сама для себя ограничивает территорию, на которой она подает голос и атакует противника, что во дворе она не имеет такой возможности. Двор своим забором сам и есть ее ограничитель, собака работает ТОЛЬКО на этом пространстве. И это пространство, конечно, всегда меньше, чем вокруг отары и собака во дворе работает значительнее активнее. То есть если в отаре собака издали оценивает ситуацию, и если человек просто проходит мимо, даже если он нарушил ее границы, но если она видит, что он просто проходит мимо отары, она может не прореагировать на него. Во дворе этого не происходит, любой, кто подошел к воротам обозначается облаиванием. При проникновении чужого на вверенную ей территорию собака обычно атакует сразу.

У меня недавно был пример, когда мне привезли отарного кобеля, который буквально через день начал работать так же, как работают собаки во дворе. Ему хватило одного дня для усвоения информации, что вот ЭТА территория теперь его, и он должен ее охранять. Самое интересное, что этот кобель опять попал в отару, и поведение у него стало опять "отарное"

Н.К.: НА МНОГИХ ФОРУМАХ В ИНТЕРНЕТЕ И МЕЖДУ СОБАКОВОДАМИ В РАЗГОВОРАХ ПОСТОЯННО ИДУТ ДЕБАТЫ О ДРЕССИРОВКЕ САО И ОБ ИХ - "АЗИАТОВ" - НЕЗАВИСИМОСТИ В ПЛАНЕ ПОДЧИНЕНИЯ ХОЗЯИНУ, ЧТО, МОЛ, АЗИАТОВ НЕЛЬЗЯ ДРЕССИРОВАТЬ, И ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ БЕСПРЕКОСЛОВНО СЛУШАТЬСЯ ВЛАДЕЛЬЦА.

"СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА - ГОРДАЯ ДУМАЮЩАЯ ВОЛЬНАЯ СОБАКА, КОТОРАЯ РЕШАЕТ ВСЁ САМА" - ВОТ ДЕВИЗ ТАКИХ "ЗНАТОКОВ".

КАК ДОЛГО ПРОЖИВЕТ ТАКАЯ СОБАКА ПРИ ОТАРЕ, ЕСЛИ ОНА БУДЕТ РЕШАТЬ ВСЕ САМА И ЧАБАНУ НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ?

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ПРОЦЕСС ДРЕССИРОВКИ ВСЕ-ТАКИ В ОТАРЕ НА МОЙ ВЗГЛЯД ЕСТЬ, И СОБАКА ДОЛЖНА ПОДЧИНЯТЬСЯ ХОЗЯИНУ. ВАШЕ МНЕНИЕ?

А.О.: В отаре собака знает две команды: "Ко мне и пошла вон".

Если "ко мне" трактуется однозначно, то "пошла вон" - имеет как свое прямое значение, так и запрет на действие.

Если собака не будет моментально их выполнять, то она проживет ровно столько, сколько чабану понадобится сходить за ружьем.

Зачем в отаре нужна собака, не подчиняющаяся чабану?

Да, у нее достаточно свободы, чтобы самостоятельно думать, как разрешить ту или иную ситуацию. Но это не значит, что она может перейти какие-то пределы. Собака не может напасть на подошедшего человека, который не несет угрозы жизни, здоровью и имуществу чабана. Но она обязана предупредить о его подходе, а чабан решает, пустить ли этого человека. Собака не может уходить от отары.

Если собака не усваивает правил, ее уничтожают. Собака Независимая - в полном значении этого слова, никому не нужна.

Вожаком для этой стаи является все-таки пастух, и именно он устанавливает правила, которым собака обязана подчиняться. В основном складывается так, что пастух управляет одной собакой: лидером. А Лидер управляет стаей, остальными собаками. В отношения между собаками пастух не вмешивается.

Я тут прочитал на одном из сайтов, что рассказала Л. Рогинская, об увиденном ею в Туркмении, когда молодые кобели что-то не поделили, и одного из них чабан отсадил куда-то за загородку - я, честно говоря, посмеялся.
У нас ни один пастух не будет закрывать кобеля за перегородку, потому что нет такой возможности. Отара - это вещь нестационарная, это не коровы на поле недалеко от коровника. Отара - это перегон, движение. Невозможно на перегоне держать собаку в загородке. Отара никогда не стоит подолгу на одном месте, иначе пастбище будет вытоптано. Несколько дней, потом отара опять перегоняется. Ни один пастух не будет таскать за собой никакой загородки. Да и зачем? Тогда перед ним возникает проблема кормить эту собаку. А чабаны не кормят специально собак, они их подкармливают. Когда режут скот, когда забивают ягнят на каракуль, тогда очень много мяса достается собакам. Во время окота собаки тоже отъедаются - им достаются последы. Но в других ситуациях, вне этих ситуаций, собаки кормятся сами. Они ловят саранчу, они ловят сурков и другую живность. Они получают от пастуха хлеб или лепешки, если есть такая возможность. Пастух всегда имеет муку, из которой печет себе лепешки или хлеб, и немного с собаками делится… на самом деле на прокорм собаки пастух ничего не тратит. И если он будет держать собаку за загородкой, то он должен будет кормить эту собаку, что для него в принципе невозможно.
Не знаю, как в Туркмении, но в Таджикистане такое невозможно.
Если может собака себя установить в отаре - то она устанавливает себя в отаре. Если не может - она изгоняется или уходит, то есть она там не живет. Больших таких стай, как в России на некоторых питомниках, в отарах никогда не бывает. 3-4, максимум 6-7 собак, но это редко. Сука всегда одна. Чтобы было две суки взрослые - не видел. Щенки есть, но чаще всего молодая сука в отаре не остается, она дарится или обменивается.

Н.К.:- ПРОБЛЕМА РАБОЧИХ КАЧЕСТВ. ВОТ ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО СОБАКА ЗАДЕРЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА, НО НЕ АТАКУЕТ.
ПРИ КАКИХ-ТО АГРЕССИВНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ЧУЖАКА ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ АТАКА НА ЧЕЛОВЕКА???

А.О.: Я здесь должен сказать, что во все века, сколько существует отгонное скотоводство и в связке пастух-собака-чужой (чужой подразумевается - человек, знающий наши традиции и обычаи) существуют особые определенные отношения. У нас никто, подходя к отаре, не проявляет агрессивных действий, я такого не видел. У нас народ относится к собаке с уважением, то есть собака, которая предупреждает "это моя территория!", никто не пойдет на эту собаку. Никто не захочет причинить вред ее хозяину или его имуществу, когда собаки рядом с ним.
Подойдя к отаре, будут ждать пастуха за обозначенной собаками границей.
О пастьбе. Если собаки пасут отару и видят идущего к ним человека - они начинают лаять. Пастух их окрикивает, собаки разворачиваются и уходят. И мы по этой отаре ходим совершено свободно. Да, собаки могут нас сопровождать или просто наблюдать из удобного им положения… но ни бреха, ни тем более агрессии никакой нет. Мы прожили неделю в одной отаре, и когда уходили, один из псов пошел нас провожать, мы уезжали на лошадях, мы проехали мимо, наверное, десятка отар. Реакция везде была одна и та же: собаки выбегали, облаивали нас, видели, что мы едем мимо разворачивались и уходили обратно.
Во время перегона отара идет по дороге, проезжают машины, и бывают случаи, когда собаки бросаются на машины, вторгшиеся на их территорию. Но чаще всего это не отарные собаки, а живущие в кишлаке, которые на данный сезон пошли с отарой, у них более активная охрана.
Когда отара идет сквозь кишлак, собаки не нападают на жителей кишлака и даже не облаивают их. Они просто идут вместе с отарой. Вот их территория движется, и они движутся вместе с ней, они проходят сквозь кишлак и уходят вместе с ней.

Н.К.: - ДВОРОВЫЕ СОБАКИ. ДЛЯ НИХ ДОПУСТИМО АТАКОВАТЬ ВТОРГШЕГОСЯ БЕЗ СПРОСА ЧУЖАКА???

А.О.: Вора - да. У нас народ относится к собаке с уважением. Я был атакован собакой на стыке двух дворов, кобель меня атаковал. Стоило мне выйти за пределы "его" территории - он вернулся назад.
Ночью у нас, не предупредив заранее, никто не пойдет на чужую территорию. Собаки значительно активизируются.

Н.К.: - ЛЮДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ И НЕ ВСЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВАШЕГО НАРОДА. НЕКОТОРЫЕ НЕ ПРОТИВ ЗАЙТИ УКРАСТЬ, МОЖЕТ БЫТЬ И НАНЕСТИ ВРЕД ВЛАДЕЛЬЦУ ДОМА ИЛИ ОТАРЫ…

А.О.: Воры, конечно, есть везде, но я действительно не слышал, что кто-то полез туда, где есть собака. Такого не знаю, чтобы двор, или отара, где была бы собака на свободном окарауливании, были обворованы. Если собака привязана - да, есть такое… Правда, если собака не на цепи - она старается отвязаться и добро хозяина все-таки отстоять. Другое дело в городе, здесь масса способов нейтрализовать собаку. Когда во время войны - у всех было оружие, наш кобель не пускал вооруженных людей к нам во двор, бросался, его просто застрелили.

Н.К.: - ТО ЕСТЬ ПРОБЛЕМА РАБОЧИХ КАЧЕСТВ, КАК ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ В РОССИИ (СОБАКА ОХРАННИК ТЕРРИТОРИИ) И КАК У ВАС ВСЕ-ТАКИ ЭТО РАЗНИЦА.
ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕНА ЭТА РАЗНИЦА В ВОСПРИЯТИИ - ПСИХОЛОГИЕЙ ТОГО, КТО ХОДИТ С ОБРАТНОЙ СТОРОНЫ ЗАБОРА ИЛИ ПСИХОЛОГИЕЙ СОБАЧЬЕЙ ???

А.О.: Очевидно, да. Того, кто ходит с обратной стороны забора. Есть понимание, что если есть собака, у нее есть зубы, и она будет отстаивать добро своего хозяина. Двор с собакой - есть двор с собакой. Собак больше уважают, больше боятся. Потому что (не знаю как раньше) сейчас в России, насколько я слышал, сейчас у всех служебных пород проблемы с рабочими качествами - и, в общем-то, это лотерея - пустит собака - не пустит, будет охранять, или нет. А у нас знают, что будет. И, конечно, рисковать никому не хочется…

Н.К.: - ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ СОБАКИ ИМЕННО ВАШЕЙ ВЕРОЙ И ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ ОРТОДОКСАЛЬНОЙ ВЕРОЙ И ЛЮДСКИМИ ЧУВСТВАМИ.
ПОЯСНЮ: НАПРИМЕР, ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО ЖИВОТНЫХ ЛЮБИТЬ НЕЛЬЗЯ, НУЖНО ОКАЗЫВАТЬ ИМ МИЛОСТЬ. НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВСЕ, ДАЖЕ ВЕРУЮЩИЕ, ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ СВОИХ ЖИВОТНЫХ, СОБАК В ЧАСТНОСТИ, ОТДАЮТ ИМ ДУШУ В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА…
ЕСТЬ ЛИ ТАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРИНЦИПАМИ ВЕРЫ И ЧУВСТВАМИ У ВАС???

А.О.: С точки зрения ислама, собака - животное нечистое. Это заключается (проявляется) в чем: собаку не пускают в дом, собака не должна заходить в дом. Но больше ничего такого отрицательного по отношению к собаке, к чувствам, я не замечал.
Более того, даже в Исламе есть исключение: наши борзые - это единственные собаки, которые ПОЧИТАЕМЫ в странах Ислама (даже у Сабанеева отмечено, что распространение борзой шло вместе с распространением Ислама). В Коране говорится о людях и собаке, которые ждут в пещере,…и там о собаках ничего отрицательного тоже нет.
Чтобы не любили собак - нет, я такого не скажу. И пастух любит и бережет своих собак, и те, кто их содержит во дворе…. Я могу привести такой пример: несколько лет назад я был в одном горном кишлаке и увидел потрясающую собаку у друга моего отца. И когда я попросил у хозяина отдать мне собаку, поскольку о продаже речь не могла идти, наши семьи дружили, а друзьям продавать не принято… им дарят. Ну так вот, он сказал, что свою собаку очень любит, и отдать ее не может.
Другой пример: у нас в городе знаменитый боец - Пахта, это конец 80-х начало 90-х годов. Я эту собаку увидел после всех боев уже в 1998 году, пенсионером, все у тех же хозяев, он был уже очень и очень старый, больной, но по прежнему любимый, живущий у любящих его хозяев, так и не польстившихся, не продавших его ни за какие деньги. А ему много раз предлагали продать кобеля… Он его держал даже в тяжелейшие годы войны, когда самим есть нечего было… Он в этой собаке души не чает, и не потому, что собака ему принесла славу. Он ее любит за характер, за то, что она ни разу не ушла с поля.

Н.К.: МЫ ЗАГОВОРИЛИ О БОЯХ. СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ ДАВНЯЯ ТРАДИЦИЯ УЧАСТИЯ СОБАК В БОЯХ ИЛИ ЭТО НОВОМОДНОЕ ПРИВНЕСЕНОЕ ТЕЧЕНИЕ???

А.О.: Если Вы сегодня спросите любого, кто у нас занимается так называемыми боями азиатов, он сразу скажет, что это старая таджикская традиция.
Вот только ни я, ни мои родители и деды, ни мои другие старшие родственники, и все старые чабаны, кого я спрашивал, о такой традиции почему-то ничего не знают, и очень удивляются, узнав о ее существовании.
Я никогда не сталкивался с собачьими боями примерно до начала 80-х годов, именно с боями азиатов я имею в виду. Не было такого на моей памяти.
Вот как говорят в Туркмении, что зимой собаки приходят и они остаются без работы, и чабаны так развлекаются на отдыхе. В Таджикистане собаки без работы не остаются никогда в течении сезона. У нас, в отличие от Туркменистана, стада не по пустыне по кругу гоняют, а летом и они идут на высокогорные пастбища, а зимой их отгоняют в степь. И собака работает всегда, она работает круглый сезон.
В начале восьмидесятых годов стали доходить слухи из Туркмении, что есть такое развлечение. И народ, что называется, "повелся".
До практически сегодняшнего дня стравливали совершенно разные породы без всяких правил…. Естественно, и азиаты были, и метисы, и восточноевропейские овчарки. Шла обычная травля. Потом стали доходить записи с туркменскими боями… вроде увидели, что там по-другому - есть критерии и правила… но ничего так и не изменилось… совершенно разные собаки, совершенно несовместимые, разный вес, разный возраст… никаких правил. Собака дерется еженедельно, пока она дерется. Как только прекращает драться - ее или отдают, продают, или живет во дворе, или уничтожается.
Я это не называю боями, я называю это травлей, мы с друзьями почти никогда туда не ходим. Это не бои… У меня другие понятия о боях…

То, что я вижу на видеозаписях тестовых испытаний в России, то, что я читаю в журнале "АСКА" и на сайтах в Интернете - тоже двоякое отношение.
С одной стороны я убежден, что эти собаки, которые участвуют в тестовых испытаниях, значительно ближе стоят к нашему аборигенному поголовью по своей психике, чем те собаки, которые ходят только на выставки. Еще больше меня в этом убедили собаки российского разведения, которых завезли в Таджикистан - это представители как раз выставочного поголовья.
С другой стороны - зачастую эти тестовые испытания превратились в бой ради боя, они сводятся к каким-то неопределенным правилам (хотя они вроде как есть и напечатаны) - судейство не всегда адекватное, собаки дерутся бесчисленное количество раз, доказывая неизвестно что…
Подвести систему боев питбультерьеров к системе боев азиатов и кавказцев - я не вижу смысла. Второй питбуль не нужен, потому что один уже есть… А азиат и кавказец - у него другая задача… А свести все назначение азиата только к боям - более чем неразумно.
Но я с уважением отношусь к стремлению бойчатников сохранить уникальный дух их питомцев.

Если вернуться к теме боев: ни один пастух не заинтересован в том, чтобы его собака была травмирована. Кто будет работать? Работать будет тогда некому.

Н.К.: ТУРКМЕНСКАЯ СТОРОНА УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЕСЛИ СОБАКА ДЕРЕТСЯ НА БОЯХ - ТО ЭТА СОБАКА ОДНОЗНАЧНО ПОЙДЕТ НА ВОЛКА. ВАШИ КОММЕНТАРИИ???

А.О.: Я знаю реальные случаи, когда собака сработала волка. Двух собак знаю лично, и ни одна из них никогда не попадала на бои. Я думаю, что собака, которая попадает на бои, она никогда не возвращается в отару. Поэтому сделать какой-то вывод: что собаки здесь дерутся и работают ли они по хищнику я не могу. На самом деле прямой контакт собака-хищник происходит очень-очень редко, хищник не идиот, и лишние дырки ему совершенно не нужны. Если отара активно охраняется, то волк просто не будет к ней подходить.

Н.К.: ТО ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - НЕ ДОПУСТИТЬ ВОЛКА ДО ОТАРЫ. В ЭТОМ И ДОСТОИНСТВО И ДОБЛЕСТЬ, А ВОВСЕ НЕ ВТОМ ЧТОБЫ ДОПУСТИТЬ ВОЛКА И ВЗЯТЬ ЕГО.

А.О.: В принципе да - главная задача - не допустить хищника до отары. В задачу азиата не входит уничтожение волка как такового. Перед ним не ставится такая задача. Азиат для травли практически никогда не использовался. Азиатов иногда кое-где использовали в охоте на кабанов, но они оказались очень прямолинейными и часто попадали под удар клыков кабана.

Н.К.: - КАК СЕЙЧАС ОБСТОИТ ДЕЛО В ТАДЖИКИСТАНЕ С СОБАКОВОДСТВОМ. ВОССТАНОВИЛОСЬ ЛИ СЕЙЧАС ВСЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ?

А.О.: На сегодня в Таджикистане есть энтузиасты, которые занимаются нашей породой.
В то же время огорчает, что часть этих энтузиастов идет "не туда", на мой взгляд, поскольку начала использовать собак из России. Мне их сложно осуждать, поскольку, когда я в 1994 году попал в Питер и начал сотрудничать с клубом Памир, и смотреть, какие азиаты в России.
И на какое-то время у меня тоже мелькала мысль, что Россия спасет, восстановит нашу породу, что это нам надо завозить российского разведения азиатов к себе и использовать их…
К счастью, такие мысли быстро прошли, а сейчас, глядя на нынешнее состоянии породы в России, я считаю их крамольными…
Привоз российских собак в Таджикистан где-то в 2003-2004 году только подтвердил мои опасения.
Многие российские азиаты очень классно выглядят, очень импозантно, когда стоят или лежат. Но как только они начинают двигаться, я сразу понимаю, что это "не те собаки", и такими собаками породу можно угробить, но никак не спасти…
Конечно, сказать, что ничего не происходит я не могу, но сейчас только недавно начались выставки.
Они проходят как наши советские выставки..
Сначала идет измерение собак, эксперт измеряет всех собак в ринге, после этого идет экстерьерная оценка, при этом ОЧЕНЬ большое внимание идет именно движению, и в движении собаки смотрятся очень и очень долго (я имею в виду собак служебных и охотничьих пород). Это больше зоотехническое, чем шоу мероприятие. В основном на этих выставках собираются немецкие и восточноевропейские овчарки, очень мало азиатов, более активно идет работа на Севере республики… Председатель области сам является собаководом, и содержит питомник, и всячески поддерживает кинологию. Но, к сожалению, они проводят выставки тогда, когда другие регионы не могут туда добраться - это месяц апрель, когда все перевалы непроходимы…
У нас есть в Душанбе клуб, аналогичный ДОСААФ - Общество содействия Обороне, работа в нем пока идет слабо, но осенью прошлого года провели первую выставку после войны, на ней собак было мало, сама идея выставки владельцам пока непонятна…
Разведение азиатов в Душанбе, тоже как бы разделяется …на чисто аборигенное и на тех, кто в разведении использует собак российского разведения.
У меня самого есть прекрасная РАБОЧАЯ сука, она охраняет территорию и подсобное хозяйство. Разведением азиатов я можно сказать, что занимаюсь, но в очень ограниченном количестве - в разведении участвует только моя сука. Передо мной не стоит никаких сверхзадач, я хочу лишь не испортить и не ослабить то, что дошло до нас из глубины веков.

Но всерьез свое слово должны сказать не единичные заводчики, а серьезные разведенцы.

Я не могу лично заниматься одновременно двумя породами.

Прекрасно понимаю, что надо заниматься нашей отечественной породой, надо ее сохранять, но на две породы меня не хватает совершенно, меня финансово разоряет одна порода, и я не могу позволить, чтобы меня окончательно обанкротила вторая…

Я делаю, что могу - не вяжу свою суку плохим кобелем - это первое. И второе, я выступил в нашей прессе со статьей "Собачий вопрос", где одним из вопросов было серьезное, почти угрожающее положение породы у нас на родине, и использование российских собак на нашем поголовье. И с другой стороны, я попытался через конвенцию по биоразнообразию там есть такой раздел "агробиоразнообразие" - куда наши аборигенные собаки великолепно подходят, изыскать средства для проведения исследовательских работ по изучению сегодняшнего состояния породы.

Н.К.: - ЕСТЬ ЛИ В ТАДЖИКИСТАНЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ О СОБАКАХ? ЧАСТО ЛИ ПРЕССА ВООБЩЕ ОТВОДИТ МЕСТО ПОД ПУБЛИКАЦИИ О СОБАКАХ? НАСКОЛЬКО ОНИ ПРАВДИВЫЕ ИЛИ ЭТО, КАК И БОЛЬШИНСТВО "заказных" МАТЕРИАЛОВ У НАС - СДЕЛАНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ "ГОРЯЧЕНЬКОГО" И НЕ ИМЕЮТ НИ ЧЕГО ОБЩЕГО С РЕАЛЬНОСТЬЮ?

А.О.: Никаких специализированных изданий у нас нет. Статьи в прессе конечно появляются. Несколько лет назад очень любили перепечатки о питбультерьерах убийцах. Мы тогда по инициативе редактора газеты "Вечерний Душанбе" провели встречу с журналистом и поговорили на эту тему. Тогда вышло очень даже неплохое интервью.

В феврале прошлого года корреспондент русской службы ВВС в Таджикистане г-жа Саркорова взяла у меня интервью о собачьих боях в Таджикистане. Затем она разместила это интервью в инете и таджикской прессе. Когда я его прочел то просто обалдел. Оказалось, что я являюсь устроителем подпольных боёв для чиновников высокого ранга с бешенными ставками. Да и сама публикация была очень агрессивная по отношению к боям. Я позвонил в офис ВВС и пообещал подать на них в суд, поскольку то, что напечатано не соответствует тому что я говорил. Мне принесли извинения, но не официально и не сам корреспондент. В таджикской прессе было дано опровержение, но само "интервью" так и бродит по просторам Интернета.

Как я потом выяснил, перед госпожой Саркоровой стояла задача просто дискредитировать такие национальные традиции, как бои кекликов (горных куропаток) и петушиные бои. А подобраться решили через бои собачьи, кровь то налицо. А тут еще и ставки. В общем чей-то очень грязный заказ. На моём имидже в стране эта "публикация" никак не отразилась.

В ответ на это "интервью" я написал статью "Собачий вопрос" которую упоминал выше.

Ну вот, я, образно выражаясь, "раскидал камни", надеюсь, что придет время, когда надо будет собирать урожай.

вверх
назад
irkcao@narod.ru
© Copyright Sh Design Group, 2003
Hosted by uCoz