Интервью с ЛАТИФИ АЛИХОНОМ ОТАХОНОВИЧЕМ |
Наталья Карасева:
Я БЕСЕДУЮ С ДИРЕКТОРОМ ТАДЖИКСКОГО ФИЛИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ, КАНДИДАТОМ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, СОБАКОВОДОМ - ЛЮБИТЕЛЕМ - СОВЛАДЕЛЬЦЕМ ПИТОМНИКА АМЕРИКАНСКИХ ПИТБУЛЬТЕРЬЕРОВ "VALHALLA BURC KENNEL", энтузиастом породы СРЕДНЕАЗИАТ-СКАЯ ОВЧАРКА - Латифи Алихоном Отахоновичем. Н.К: - АЛИХОН ОТАХОНОВИЧ, Вы долгое время занимались среднеазиатскими овчарками, изучали поголовье…- Вы были в других республиках Средней Азии? Видели там собак? Есть ли там на Ваш взгляд какие-то фенотипические отличия от Ваших таджикских собак, например, отличаются ли от них собаки Туркмении? А.О.: Я бы не сказал, что я долгое время ими серьезно занимался, я просто вырос среди этих собак. Ныне покойный отец был журналист, корреспондент, и он ездил по Таджикистану, и по другим республикам СССР, и по другим странам Средней Азии, и постоянно брал в поездки меня и брата. Ездили по районам, по отарам, по кишлакам - то есть собаки всегда были перед глазами, тем более что семья отца занималась скотоводством, и бабушка тоже много рассказывала об этих собаках, и ее родня тоже, то есть можно было это все видеть, расспрашивать, изучать. Я был во всех Республиках Центральной Азии кроме Туркменистана. В Туркменистан я попал впервые в 1993 году в самом начале, всего на несколько дней, когда уходил в Иран, было не до собак… потом был там еще дважды, и опять же было не до собак… Собак в Туркменистане я вообще не видел. Только видеозаписи. Для меня сложилось впечатление (по видеозаписям и фотографиям), что в Туркменистане намного больше светлоокрашенных собак, практически нет черных. С преобладанием черного окраса - для туркменских собак менее характерно, чем для собак из Таджикистана, где черный и черно-подпалый окрас я считаю базовыми. Хотя, конечно, у нас есть и совершенно белые собаки, и палево-пегие, и палевые и палевые в черной маске. То есть совершенно такие же, как и во многих других регионах. Из других республик Средней Азии… Мне всегда казалось, что в Узбекистане нехорошее поголовье…Это мнение чисто субъективное… Более-менее мне нравятся собаки из-под Бухары, очень мощные, костистые, злобные псы. Иногда нам их привозили в Душанбе.
И на Севере республики у нас граница с Кыргыстаном, там собаки более легкие чем наши, более подвижные, достаточно свирепые. Мне казалось, что они более легкие, чем таджикские, более беднокостные. Вообще это в какой-то мере соотносится с моими прошлыми словами, о том, что многие отары в Киргизии охраняют именно тайганы. Несколько отар которые были именно у киргизов - охранялись тайганами. Это в одном районе Таджикистана - Джергитале. Там живут этнические киргизы, киргизское население, и у них отары охраняются тайганами, которых они одновременно использовали для охоты на сурка и лисиц. В этих отарах азиатов не было вообще в принципе. Не держали хозяева. Это не значит, что они не знали об азиатах, или их вокруг нигде не было - просто не держали. Про Казахских собак ничего не могу сказать, в те области, куда я попадал, собак не видел. Про Иранских собак. Видел мало, все время проездом. Видел и азиатов, откровенно похожих на дворняжек, видел и породистых, очень породных собак, но мало… примерно одна на 30 собак. Я спросил тогда иранцев, куда делись собаки из отар, что случилось. Мне сказали, что в период войны с Ираком, когда оставалось много трупов на поле боя, собаки становились людоедами… практически всех собак перестреляли, огромное количество собак, причем не только в местах сражений, а вообще, то есть везде стали бороться с бродячими собаками таким образом. Брат мне рассказывал, что в Афганистане очень хорошее поголовье. Я впоследствии сам видел афганские бои, и к нам сейчас завозят иногда афганских собак - очень достойные особи. В принципе от хороших таджикских собак или от туркменских ничем не отличаются… Есть такие разговоры, что, мол, в Афганистане встречаются такие огромные... ого-го размера особи… Я много слышал таких разговоров, но они обычно либо не соответствуют истине, ибо им не с чем сравнить, либо реальных нормальные промеры "на глаз" и "как должно быть" у нас не совпадают. Чаще всего оказывается, что это среднего и немного выше среднего роста собаки… С 80-х годов мы заметили, что количество собак начало сокращаться - тех, которых мы помним, что вот такие должны быть собаки, и что психика и рабочие качества стали падать и внешность уже была не та, что мы помним на основании нашего опыта, и что сохранилась на фотографиях. И мы решили заняться сохранением того, что еще можно сохранить, и что мы помним. На тот момент нас поддержало то, что в России уже вышла книга "Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения", и это дало определенный толчок в республиках Средней Азии - просто проснуться, почувствовать и гордиться своей собакой. До этого ведь были в основном западные породы: восточноевропейские овчарки, черные терьеры, московская сторожевая. А наши исконные породы оказалась как бы в загоне, они просто работали и всё. Наши породы практически были никому неизвестны. Например, тазы Таджикистане практически исчезла. Мы видели в это время всего два раза собак тазы которые были именно таджикские. Позже привезли из Казахстана, но это было всего несколько любителей, они привезли немного собак. Но на сегодняшний день этой породы у нас опять же нет.
И тогда мы решили, что нужно объединяться, собрались несколько человек в Душанбе, в клубе собаководства при Обществе Охотников. Решили пересмотреть стандарт, который на тот момент мазоверовский был. (Лучше бы его вообще никто не пересматривал, чем те стандарты, которые сейчас появились…) Вот мы решили посмотреть стандарт, насколько он соответствует нашим собакам, и первым делом решили сделать выводку хотя бы из тех собак, которые есть у каждого из нас. Собрались, привели собак голов 15-20. Посмотрели, поголовье было, конечно, разнотипное. Это всегда наблюдалось в Таджикистане, единого такого монолитного, одинакового "таджикского" типа собак никогда не было. Но общие черты, отличные от других республик, у них есть. Мы решили с братом начать с того, что нужно собрать поголовье, которое на данный момент есть "на руках" в Душанбе, и поехать по отарам с целью изучения аборигенного поголовья. После многих поездок получились следующие впечатления и выводы: Достать сук из отар практически невозможно, чабаны сук не отдавали в принципе. Мы на две-три отары находили всего одну суку, и ни один чабан эту суку отдать не согласился. Я помню, мы приехали в одну из отар, там было 8 собак, и все были потрясающие!!! там было еще 2 щенка, один из них сука, и ее ни за какие деньги чабаны не продали. Однажды мой брат вместе с Тимуром Клычевым поехали в один кишлак и увидели там несколько щенков, и им удалось уговорить чабанов продать этих щенков. Одну из сук забрал Тимур, одна попала к нам, и в принципе мы видели уже и основные типы, которые есть в Таджикистане, и пути, по которому пойдем мы. Мы много объездили, осмотрели множество собак, получили представление об основной части поголовья Таджикистана, сделали множество фотографий, промеров… Но началась война, которая практически погубила большую часть всего таджикского поголовья. После войны я вернулся в Таджикистан, уже занимаясь породой американский питбультерьер. Н.К.: - ПО ПОВЕДЕНИЮ АБОРИГЕННЫЕ СОБАКИ ВАШИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ВИДЕННЫХ ВАМИ РОССИЙСКИХ СОБАК??? А.О.: Я сейчас наверное не буду говорить о тех российских собаках, которых видел в 1993-1994 году, потому что зачастую они либо были просто аборигенами, либо потомками аборигенов и ТОГДА я не заметил никакой принципиальной разницы, тем более большинство этих собак я видел в сельской местности. И вели они себя точно также, как и у нас во дворах. Что касается собак, которых привезли из России и вырастили у нас… Я сейчас общаюсь достаточно с одной сукой во дворе. Она мне совершенно не нравится, не устраивает именно по повдению. Она очень скандальная, она очень много лает, то, что пустолайка называется, она…ну, приходишь во двор обычно если азиат тебя облаял наш абориген - одного окрика хозяина обычно хватает, чтобы собака замолчала и она вообще на тебя лаять не будет, пока ты в этом дворе. Она может залаять, если ты вышел и вернулся. А иногда даже и этого не происходит, если хозяин дал понять, что ты свой, и тебя надо пускать. Это днём. Ночью все равно не рекомендуется в этот двор приходить даже своим (не живущим в данном доме, а именно "своим" - кого хозяин обозначил), не предупредив хозяина. Или подойти к калитке и ждать ЗА территорией. А эта сука она ходит за мной по пятам и она все время меня облаивает. То есть ни окрики, ничего не помогает, она отходит, через некоторое время возвращается и опять облаивает. Очень действует на нервы не только мне, но и хозяину. Хотя выглядит собака классно, очень импозантно, но у нее проблемы с ногами… думаю, потому что в щенках она росла очень быстро, быстро набирала вес и, очевидно, не выдержали связки. У нас есть один замечательный кобель, привезли его из Москвы, и, вроде бы разведения госпожи Овсянниковой, то же самое, у него большие проблемы с задними ногами… У нас была выставка осенью и я был в выставкоме и в судейской бригаде ринга. У нас очень большие ринги для собак, я просил, чтобы собаки двигались долгое время, чтобы оценить аппарат движения. Он пробежал полтора круга, второй круг он закончить оказался не в состоянии, перешел на шаг, и как его ни тянули, он не мог пойти быстрее. Н.К.: ЕСТЬ КАКОЕ-ТО РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОТАРНОЙ СОБАКОЙ И СОБАКОЙ ВО ДВОРЕ??? А.О.: Есть различие в поведении этой собаки. Одна и та же собака в отаре и во дворе ведет себя все-таки по-разному. Если в отаре собака сама для себя ограничивает территорию, на которой она подает голос и атакует противника, что во дворе она не имеет такой возможности. Двор своим забором сам и есть ее ограничитель, собака работает ТОЛЬКО на этом пространстве. И это пространство, конечно, всегда меньше, чем вокруг отары и собака во дворе работает значительнее активнее. То есть если в отаре собака издали оценивает ситуацию, и если человек просто проходит мимо, даже если он нарушил ее границы, но если она видит, что он просто проходит мимо отары, она может не прореагировать на него. Во дворе этого не происходит, любой, кто подошел к воротам обозначается облаиванием. При проникновении чужого на вверенную ей территорию собака обычно атакует сразу. У меня недавно был пример, когда мне привезли отарного кобеля, который буквально через день начал работать так же, как работают собаки во дворе. Ему хватило одного дня для усвоения информации, что вот ЭТА территория теперь его, и он должен ее охранять. Самое интересное, что этот кобель опять попал в отару, и поведение у него стало опять "отарное" Н.К.: НА МНОГИХ ФОРУМАХ В ИНТЕРНЕТЕ И МЕЖДУ СОБАКОВОДАМИ В РАЗГОВОРАХ ПОСТОЯННО ИДУТ ДЕБАТЫ О ДРЕССИРОВКЕ САО И ОБ ИХ - "АЗИАТОВ" - НЕЗАВИСИМОСТИ В ПЛАНЕ ПОДЧИНЕНИЯ ХОЗЯИНУ, ЧТО, МОЛ, АЗИАТОВ НЕЛЬЗЯ ДРЕССИРОВАТЬ, И ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ БЕСПРЕКОСЛОВНО СЛУШАТЬСЯ ВЛАДЕЛЬЦА. "СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА - ГОРДАЯ ДУМАЮЩАЯ ВОЛЬНАЯ СОБАКА, КОТОРАЯ РЕШАЕТ ВСЁ САМА" - ВОТ ДЕВИЗ ТАКИХ "ЗНАТОКОВ". КАК ДОЛГО ПРОЖИВЕТ ТАКАЯ СОБАКА ПРИ ОТАРЕ, ЕСЛИ ОНА БУДЕТ РЕШАТЬ ВСЕ САМА И ЧАБАНУ НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ? ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ПРОЦЕСС ДРЕССИРОВКИ ВСЕ-ТАКИ В ОТАРЕ НА МОЙ ВЗГЛЯД ЕСТЬ, И СОБАКА ДОЛЖНА ПОДЧИНЯТЬСЯ ХОЗЯИНУ. ВАШЕ МНЕНИЕ? А.О.: В отаре собака знает две команды: "Ко мне и пошла вон". Если "ко мне" трактуется однозначно, то "пошла вон" - имеет как свое прямое значение, так и запрет на действие. Если собака не будет моментально их выполнять, то она проживет ровно столько, сколько чабану понадобится сходить за ружьем. Зачем в отаре нужна собака, не подчиняющаяся чабану? Да, у нее достаточно свободы, чтобы самостоятельно думать, как разрешить ту или иную ситуацию. Но это не значит, что она может перейти какие-то пределы. Собака не может напасть на подошедшего человека, который не несет угрозы жизни, здоровью и имуществу чабана. Но она обязана предупредить о его подходе, а чабан решает, пустить ли этого человека. Собака не может уходить от отары. Если собака не усваивает правил, ее уничтожают. Собака Независимая - в полном значении этого слова, никому не нужна. Вожаком для этой стаи является все-таки пастух, и именно он устанавливает правила, которым собака обязана подчиняться. В основном складывается так, что пастух управляет одной собакой: лидером. А Лидер управляет стаей, остальными собаками. В отношения между собаками пастух не вмешивается. Я тут прочитал на одном из сайтов, что рассказала Л. Рогинская, об увиденном ею в Туркмении, когда молодые кобели что-то не поделили, и одного из них чабан отсадил куда-то за загородку - я, честно говоря, посмеялся. Н.К.:- ПРОБЛЕМА РАБОЧИХ КАЧЕСТВ. ВОТ ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО СОБАКА ЗАДЕРЖИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА, НО НЕ АТАКУЕТ. А.О.: Я здесь должен сказать, что во все века, сколько существует отгонное скотоводство и в связке пастух-собака-чужой (чужой подразумевается - человек, знающий наши традиции и обычаи) существуют особые определенные отношения. У нас никто, подходя к отаре, не проявляет агрессивных действий, я такого не видел. У нас народ относится к собаке с уважением, то есть собака, которая предупреждает "это моя территория!", никто не пойдет на эту собаку. Никто не захочет причинить вред ее хозяину или его имуществу, когда собаки рядом с ним. Н.К.: - ДВОРОВЫЕ СОБАКИ. ДЛЯ НИХ ДОПУСТИМО АТАКОВАТЬ ВТОРГШЕГОСЯ БЕЗ СПРОСА ЧУЖАКА??? А.О.: Вора - да. У нас народ относится к собаке с уважением. Я был атакован собакой на стыке двух дворов, кобель меня атаковал. Стоило мне выйти за пределы "его" территории - он вернулся назад. Н.К.: - ЛЮДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ И НЕ ВСЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ВАШЕГО НАРОДА. НЕКОТОРЫЕ НЕ ПРОТИВ ЗАЙТИ УКРАСТЬ, МОЖЕТ БЫТЬ И НАНЕСТИ ВРЕД ВЛАДЕЛЬЦУ ДОМА ИЛИ ОТАРЫ… А.О.: Воры, конечно, есть везде, но я действительно не слышал, что кто-то полез туда, где есть собака. Такого не знаю, чтобы двор, или отара, где была бы собака на свободном окарауливании, были обворованы. Если собака привязана - да, есть такое… Правда, если собака не на цепи - она старается отвязаться и добро хозяина все-таки отстоять. Другое дело в городе, здесь масса способов нейтрализовать собаку. Когда во время войны - у всех было оружие, наш кобель не пускал вооруженных людей к нам во двор, бросался, его просто застрелили. Н.К.: - ТО ЕСТЬ ПРОБЛЕМА РАБОЧИХ КАЧЕСТВ, КАК ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ В РОССИИ (СОБАКА ОХРАННИК ТЕРРИТОРИИ) И КАК У ВАС ВСЕ-ТАКИ ЭТО РАЗНИЦА. А.О.: Очевидно, да. Того, кто ходит с обратной стороны забора. Есть понимание, что если есть собака, у нее есть зубы, и она будет отстаивать добро своего хозяина. Двор с собакой - есть двор с собакой. Собак больше уважают, больше боятся. Потому что (не знаю как раньше) сейчас в России, насколько я слышал, сейчас у всех служебных пород проблемы с рабочими качествами - и, в общем-то, это лотерея - пустит собака - не пустит, будет охранять, или нет. А у нас знают, что будет. И, конечно, рисковать никому не хочется… Н.К.: - ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ СОБАКИ ИМЕННО ВАШЕЙ ВЕРОЙ И ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ ОРТОДОКСАЛЬНОЙ ВЕРОЙ И ЛЮДСКИМИ ЧУВСТВАМИ. А.О.: С точки зрения ислама, собака - животное нечистое. Это заключается (проявляется) в чем: собаку не пускают в дом, собака не должна заходить в дом. Но больше ничего такого отрицательного по отношению к собаке, к чувствам, я не замечал. Н.К.: МЫ ЗАГОВОРИЛИ О БОЯХ. СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ ДАВНЯЯ ТРАДИЦИЯ УЧАСТИЯ СОБАК В БОЯХ ИЛИ ЭТО НОВОМОДНОЕ ПРИВНЕСЕНОЕ ТЕЧЕНИЕ??? А.О.: Если Вы сегодня спросите любого, кто у нас занимается так называемыми боями азиатов, он сразу скажет, что это старая таджикская традиция. Если вернуться к теме боев: ни один пастух не заинтересован в том, чтобы его собака была травмирована. Кто будет работать? Работать будет тогда некому. Н.К.: ТУРКМЕНСКАЯ СТОРОНА УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЕСЛИ СОБАКА ДЕРЕТСЯ НА БОЯХ - ТО ЭТА СОБАКА ОДНОЗНАЧНО ПОЙДЕТ НА ВОЛКА. ВАШИ КОММЕНТАРИИ??? А.О.: Я знаю реальные случаи, когда собака сработала волка. Двух собак знаю лично, и ни одна из них никогда не попадала на бои. Я думаю, что собака, которая попадает на бои, она никогда не возвращается в отару. Поэтому сделать какой-то вывод: что собаки здесь дерутся и работают ли они по хищнику я не могу. На самом деле прямой контакт собака-хищник происходит очень-очень редко, хищник не идиот, и лишние дырки ему совершенно не нужны. Если отара активно охраняется, то волк просто не будет к ней подходить. Н.К.: ТО ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - НЕ ДОПУСТИТЬ ВОЛКА ДО ОТАРЫ. В ЭТОМ И ДОСТОИНСТВО И ДОБЛЕСТЬ, А ВОВСЕ НЕ ВТОМ ЧТОБЫ ДОПУСТИТЬ ВОЛКА И ВЗЯТЬ ЕГО. А.О.: В принципе да - главная задача - не допустить хищника до отары. В задачу азиата не входит уничтожение волка как такового. Перед ним не ставится такая задача. Азиат для травли практически никогда не использовался. Азиатов иногда кое-где использовали в охоте на кабанов, но они оказались очень прямолинейными и часто попадали под удар клыков кабана. Н.К.: - КАК СЕЙЧАС ОБСТОИТ ДЕЛО В ТАДЖИКИСТАНЕ С СОБАКОВОДСТВОМ. ВОССТАНОВИЛОСЬ ЛИ СЕЙЧАС ВСЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ? А.О.: На сегодня в Таджикистане есть энтузиасты, которые занимаются нашей породой. Но всерьез свое слово должны сказать не единичные заводчики, а серьезные разведенцы. Я не могу лично заниматься одновременно двумя породами. Прекрасно понимаю, что надо заниматься нашей отечественной породой, надо ее сохранять, но на две породы меня не хватает совершенно, меня финансово разоряет одна порода, и я не могу позволить, чтобы меня окончательно обанкротила вторая… Я делаю, что могу - не вяжу свою суку плохим кобелем - это первое. И второе, я выступил в нашей прессе со статьей "Собачий вопрос", где одним из вопросов было серьезное, почти угрожающее положение породы у нас на родине, и использование российских собак на нашем поголовье. И с другой стороны, я попытался через конвенцию по биоразнообразию там есть такой раздел "агробиоразнообразие" - куда наши аборигенные собаки великолепно подходят, изыскать средства для проведения исследовательских работ по изучению сегодняшнего состояния породы. Н.К.: - ЕСТЬ ЛИ В ТАДЖИКИСТАНЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ О СОБАКАХ? ЧАСТО ЛИ ПРЕССА ВООБЩЕ ОТВОДИТ МЕСТО ПОД ПУБЛИКАЦИИ О СОБАКАХ? НАСКОЛЬКО ОНИ ПРАВДИВЫЕ ИЛИ ЭТО, КАК И БОЛЬШИНСТВО "заказных" МАТЕРИАЛОВ У НАС - СДЕЛАНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ "ГОРЯЧЕНЬКОГО" И НЕ ИМЕЮТ НИ ЧЕГО ОБЩЕГО С РЕАЛЬНОСТЬЮ? А.О.: Никаких специализированных изданий у нас нет. Статьи в прессе конечно появляются. Несколько лет назад очень любили перепечатки о питбультерьерах убийцах. Мы тогда по инициативе редактора газеты "Вечерний Душанбе" провели встречу с журналистом и поговорили на эту тему. Тогда вышло очень даже неплохое интервью. В феврале прошлого года корреспондент русской службы ВВС в Таджикистане г-жа Саркорова взяла у меня интервью о собачьих боях в Таджикистане. Затем она разместила это интервью в инете и таджикской прессе. Когда я его прочел то просто обалдел. Оказалось, что я являюсь устроителем подпольных боёв для чиновников высокого ранга с бешенными ставками. Да и сама публикация была очень агрессивная по отношению к боям. Я позвонил в офис ВВС и пообещал подать на них в суд, поскольку то, что напечатано не соответствует тому что я говорил. Мне принесли извинения, но не официально и не сам корреспондент. В таджикской прессе было дано опровержение, но само "интервью" так и бродит по просторам Интернета. Как я потом выяснил, перед госпожой Саркоровой стояла задача просто дискредитировать такие национальные традиции, как бои кекликов (горных куропаток) и петушиные бои. А подобраться решили через бои собачьи, кровь то налицо. А тут еще и ставки. В общем чей-то очень грязный заказ. На моём имидже в стране эта "публикация" никак не отразилась. В ответ на это "интервью" я написал статью "Собачий вопрос" которую упоминал выше. Ну вот, я, образно выражаясь, "раскидал камни", надеюсь, что придет время, когда надо будет собирать урожай. |