назад |
Благодарим Алихона Латифи за предоставленный материал. |
Наблюдения и впечатления о состоянии породы в местах исконного обитания.
Пытался я как-то статью написать. Остались наброски.
Я не собираюсь говорить об истории возникновения, становления и распространения азиатской пастушьей собаки, получившей сегодня название среднеазиатской овчарки (САО). Этот вопрос неоднократно освещен в кинологической литературе. Есть десятки версий и гипотез. Выдвигать еще одни или поддерживать одну из выдвинутых ранее я не считаю нужным в рамках этой статьи. Мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями и впечатлениями о сегодняшнем состоянии породы в местах исконного обитания. Я не претендую охватить всю обширную область обитания этих собак и ограничусь только Таджикистаном, Северным Ираном (провинции Хорасан и Мазандаран) и северным Афганистаном (провинции Балх и Кундуз). Сразу же хочу уточнить, что в мою задачу не входит классификация по типам и если я и буду об этих самих типах говорить, то только для удобства европейского читателя. Так получилось, что с самого своего младенчества я имел возможность объездить весь Таджикистан. Сначала с отцом, потом на студенческих практиках и наконец в самостоятельных экспедициях. Так как собаки всегда входили в сферу мои интересов, то в этих поездках я обращал на них особое внимание. А так как в Таджикистане в 60-е года не было никаких других пород кроме азиатской овчарки (последние единичные тази не в счет), то именно эта порода и была моим единственным объектом. В 60-е -70-е годы в Таджикистане эти собаки были повсюду. Если учесть, что тогда поголовье колхозного и личного мелко рогатого скота составляла порядка 4 000 000 голов, в среднем отара состояла из 1 000 голов, и при каждой отаре было порядка 5 собак, то не трудно понять, что при отарах было 20 000 собак. Наверное, не меньше, если не больше собак сидело в кишлаках по дворам. Правда, из общего количества собак суки составляли, наверное, десятую часть популяции. Сама популяция азиатов в Таджикистане не была замкнутой, так как часть отар в зимний период отгонялась в Узбекистан, где происходил обмен «узбекских» и «таджикских» собак. Несколько слов хотелось бы сказать о формировании популяции азиатов в Заравшанской долине. В верховьях этой долины есть прекрасные летние пастбища. Однако, в связи со сложностью рельефа и их разбросанностью нет условий для заготовки кормов. Поэтому зимнее содержание скота в этой долине даже в советский период было невероятно сложно, а до революции практически невозможно. Однако никто не мог позволить пропадать этим пастбищам. В 19 веке сложилась оригинальная система использования пастбищ верховьев Заравшана. В начале зимы скотопромышленники закупали на равнинах Северного Афганистана многотысячные отары молодых овец и начинали перегонять их в сторону Самарканда, которого достигали к началу весны. С отарами шли и собаки. Затем отары поворачивали в сторону верховий Заравшана и все лето паслись там. К зиме нагулявший вес скот сгонялся в Самарканд и там продавался, а скотопромышленники опять уходили в Афганистан. Понятно, что собаки оставались в Заравшанской долине. В конце 70-х начале 80-х ситуация с азиатом в Таджикистане начинает меняться. В республику приезжает огромное количество европейского населения, которое везет с собой немало собак, в основном дворняжек. В то же время благодаря фильмам «Четыре танкиста и собака», «Дай лапу друг» начинается повальное увлечение восточно-европейской овчаркой. Первый удар приняли на себя азиаты жившие в городах и кишлаках. Метизация, заболевания, против которого азиаты не имели иммунитета, просто выкосили азиатов в населенных пунктах. Ситуация в отарах также стала ухудшаться. С другой стороны из-за тотальной борьбы с волками, с исчезновением которых волкодав становился неактуальным.
В общем, когда мы очухались, от былой сорокатысячной стаи азиатов осталось всего несколько тысяч собак. И как всегда в таких случаях не самых лучших. Надо отдать должное клубу служебного собаководства ДОСААФ Таджикистана, который начал работу по сохранению породы. Ему удалось собрать какое-то поголовье, по видимо далеко не лучших собак. Чуть позже к работе присоединился клуб собаководства при обществе охотников и рыболовов. То-то начало получиться. В то же время появился интерес к собачьим боям и любители стали собирать собак по отарам, получать пометы от лучших бойцов. Но тут началась гражданская война в Таджикистане и все усилия свелись к нулю. К счастью, часть собак из Таджикистана попала в Россию и сыграла свою скромную роль в становлении заводского варианта САО. Недаром говориться, что во время войны всегда возрастает количество подлецов и волков. Таджикистан смог это ощутить в полном объеме. И сразу же у чабанов возродилась нужда к собаке. Так же у горожан сохранились бойцовые псы. Сейчас есть предпосылки к возрождению азиата в Таджикистане, есть потребность в государственной поддержке.
|
Как я уже сказал, популяции собак Центрального Таджикистана, Центрального Узбекистана и Северного Афганистана были тесно связанны. Самому мне в живую посчастливилось видеть всего несколько собак Северного Афганистана, но в то же время по имеющемся фото и видео материалам, а так же по свидетельствам заслуживающих доверия людей можно сказать, что собаки Северного Афганистана больше от того понятия, которое мы вкладываем в слово «азиат». Возможно, в дальнейшем, именно афганские собаки сыграют решающую роль в возрождении азиата в Таджикистане. Что касается Северного Ирана, то зная о прекрасных собаках в Туркменистане я думал, что увижу не худших собак в Иране. Проехав весь Мазандаран и Хорасан, я был жестоко разочарован в своих ожиданиях. Во-первых, собак было очень и очень мало и в основном при отарах. И, во-вторых, собаки в основном вообще не соответствовали нашему представлению об азиатской пастушьей собаке. За все время я увидел только двух псов, которых не отказался бы иметь в своем дворе. Иранцы объяснили мне, что в период ирано-иракской войны появилось огромное количество собак трупоедов. Были созданы специальные команды по уничтожению собак, причем большое количество собак было уничтожено и в местах далеких от мест боев. Теперь о самих собаках. Давно известно, что САО не представляет из себя что-то единообразное. Различие между отдельными представителями САО больше, чем различия между представителями некоторых европейских пород. Объединяет этих одно – удивительно стабильные и сходные рабочие качества. Ранее чабан мог положиться на любого пса достигшего среднего возраста. Слабые гибли сами, непригодные безжалостно уничтожались. На выходе и была получена собака, ныне победоносно идущая из страны в страну, прямо к своей гибели. Конечно, я утрирую. Россия внесла огромный вклад в дело сохранения САО во времена тотальной деградации породы в местах традиционного распространения. Но здесь мы сталкиваемся с обратной стороной медали. САО оторванные от своей непосредственной среды шаг за шагом, крупица за крупицей начинают терять те уникальные качества, из-за которых она и стала популярной. Конечно, и сегодня большинство собак заводского разведения способны сохранять вверенные им объекты. Но те ли это собаки. Есть ли у них те беспримерные мужество, сила (не просто физическая сила, а сила духа), выносливость и прихотливость. Сегодня отбор по тем качествам, по которым он осуществлялся в Азии, в Европе становится невозможным или точнее почти невозможным. Азиат в Европе семимильными прыжками мчится по пути проторенному английским мастиффом, немецким догом, бордосцем и иже с ними. У Джека Лондона есть рассказ «Лига стариков». В нем описывается деградация собак в одном из индейских племен и как они были возрождены. Может стоить задуматься о возможности использования описанной там схемы ездовая лайка – волк, в виде заводской сао – абориген. Предложение не ново и в какой-то мере эта схема сегодня работает. Но, учитывая ничтожное поголовье аборигенов по отношению к заводскому и еще более ничтожное использование аборигенов в заводском разведении мы лишь незначительно отодвигаем агонию «азиата». Собаки останутся, но к азиату они будут иметь примерно то же отношение, какое современный английский бульдог имеет к тем собакам, которые носили это славное имя в 17 веке.
Поездка Арунаса и его исследования (см. статью) значительно пошатнули мой пессимизм который есть в приведенных набросках. Алихон.
|