БелАз Белые Азиаты Прибайкалья 
Эксклюзив! Предисловие к стандарту.
Описание среднеазиатской овчарки (Среднеазиатский волкодав)
Мнение казахских специалистов
назад http://www.pets.kiev.ua

В этом повествовании о породе САО мы не будем углубляться в далекую древность, и сочинять возможные варианты происхождения САО, оставим эту темную сторону на попечение дотошной научной братии, а обратим ваше внимание на недавнее прошлое, не далее чем 100 лет назад, и попытаемся проследить путь эволюции породы до наших дней. Не обязательно быть ученным, чтоб разобраться в ситуации, если свидетели истории этого периода проживают или проживали рядом с нами и даже в наших семьях, оставляя нам в наследство свой опыт жизни.
Отталкиваясь от предоставленных в наше распоряжение знаний наших, не столь далеких предков, можно твердо с уверенностью сказать, что путь развития породы САО за последние 100 лет был путем ее вырождения и деградации. Можно считать абсурдным заявление, что порода дошла до наших дней, за тысячи лет, без изменений. Именно последние 100 лет стали переломными для народов проживающих в Средней Азии, что соответственно не могло не отразиться, главным образом трагически и негативно, на судьбе породы САО. Мы согласны что порода существовала тысячи лет без особых изменений, неся основные признаки тибетского дога, общего предка, во всех его вариациях, но на настоящий день, видя огромный разброс породы по типам , из которых напоминают своего предка абсолютное меньшинство, трудно согласиться, с тем, что на сегодня, мы имеем породу в ее первозданном виде.
Пытаясь разобраться в сложившейся ситуации, попробуем восстановить картину жизни и быта кочевника, а также проследить метаморфозы происшедшие с породой, в связи с переходом человека от кочевого образа жизни к оседлому и полукочевому, при коллективизации сельского хозяйства в советское время, а также определить роль собаки в быту при кочевом и оседлом образе жизни. Попутно мы отметим возможные пути распространения САО на территории Средней Азии.
Начнем с того, что до начала двадцатого столетия, кочевники сотни и тысячи лет, вели свое хозяйство практически без изменений. Вряд ли российские авторы книг по САО представляют себе, что значит жить за счет скотоводства и охоты в кочевом ритме жизни. Кочевые народы всегда делились на племена или племенные союзы, те в свою очередь на рода и подрода, а последние на семейные группы и семьи. Каждое племя имело свою территорию обитания, которая делилась между всеми ее составными частями. Особенность кочевой жизни заключается в том, что небольшое по численности объединение людей (семьи) занимает, востребованное жизненной необходимостью, пространство земли несоизмеримо большее, чем многочисленное поселения людей при оседлом образе жизни. Расстояния между кочующими группами были настолько велики, что представители кланов встречались крайне редко, в основном по праздникам или для решения каких-либо совместных проблем.
Говорить, что при таких условиях собаки из разных кочевий могли свободно скрещиваться друг с другом, необоснованно, тем более что даже в наши дня можно наблюдать картину изгнания аульными собаками чужака. Заявление, что собаки даже одного кочевья, воспроизводились самопроизвольно и единственной направляющей силой в этом процессе был естественный отбор, неправильно, подтверждением этому могут быть поныне существующие две разные породы - мастифообразные и борзообразные, а также уже почти забытые в Ср. Азии вымершие породы собак, одна из них, в прошлом распространенная в Казахстане, казахская норная, встречавшаяся и в других регионах Средней Азии.
Мы проведем два обоснования целенаправленного разведения собак кочевниками. Представьте себе человека, чье основное богатство заключено в стадах различного скота, которое находится круглый год под открытым небом, не защищенного ни стенами, ни заборами, ни крышей над головой, да еще вынужденное перемещаться на сотни, а то и тысячи километров по земле, климатические условия которой одни из самых суровых в мире (Так западные средневековые кипчаки лето проводили в южных предгорьях Урала, а на зиму перекочевывали в районы Аральского моря в низовья Сырдарьи).
Чтобы выживать человек создал соответствующие породы скота. Не вдаваясь в археологические исследования и воспоминания стариков о разнообразии и спецификации вымерших пород скота, особенно лошадей (в Казахстане в Советское время неисчислимые табуны породистых скакунов забивались на консервы и колбасу), поставим на вид одну из еще не вымерших пород казахских курдючных овец - Эдильбайская. Овцы этой породы уникальны тем, что они могут добывать корм из-под снега самостоятельно, густая длинная шерсть позволяет переносить любые капризы природы, а курдюк, играющий роль горбов у верблюдов, делает эту породу пригодной к длительным перекочевкам, при скудном рационе пищи и воды по пути. Эта порода овец имеет место у всех среднеазиатских народов, где в большом количестве проживают этнические казахи: Монголия, Узбекистан, Киргизстан, Туркменистан.
Итак, скот у кочевника разделен строго по породам, особенно яркое отражение селекция нашла в разведении лошадей и овец - главное богатство кочевника.
Вопрос защиты своих стад от врагов прост, люди брались за оружие, а вот как защитить их от хищников, особенно от волков, самых свирепых разбойников степи, без собак? Теперь зададим себе вопрос: кочевник, занимающийся сотни лет селекцией пород скота, мог пустить на самотек развитие и разведение собак охраняющих его стада? Конечно, нет.
Вопреки мнению российских литераторов по САО, считающих, что в Средней Азии в прошлом жили «питекантропы» не способные к разведению собак, анализ исторических фактов и данных показывает, что на территории Ср. Азии проживали люди искусные и сведущие в селекции скота, а уж тем более собак.
Это первое обоснование, основанное на острой жизненной необходимости.
Второе обоснование исходит из традиций и культуры кочевых народов, а также из особенностей национального характера. Как было ранее сказано, кочевники встречались в основном по праздникам. Праздники обязательно сопровождались национальными состязаниями, скачками джигитов, борьбой, борьбой верхом, состязание акынов и т.д. Популярными зрелищами были бои собак и баранов (у оседлых народов в Ср. Азии с древности популярны петушиные бои). Выиграть в таких состязаниях для кочевника, принимавшего непосредственное участие в состязаниях, а также для хозяина собаки - это дело чести.
Были люди, профессионально увлеченные селекцией и разведением скакунов для байги, тренировками по борьбе (казакша-курес) и т.д., а также селекцией и тренировкой травильных собак. В основном это были выходцы из степной аристократии. Престиж, амбиции, гордость стали еще одной причиной целенаправленного разведения САО.

Теперь поговорим о собаках того времени какими они были и как они получили распространение на территории Ср. Азии и Казахстана.
На территории Монголии, Казахстана и сопредельных землях, в основном на юге существовал практически один тип САО, близко сходный с тибетским догом, почти не отличающийся от него по всем породным признакам. Описание этих собак мы дадим несколько позже. Как известно из исторических источников, многие тюрко-монгольские племена кочевали и воевали на территориях сопредельных с Тибетом, а так же и на самом Тибете, по-видимому с этими племенами собаки данного типа получили распространение в Ср. Азии путем миграций, войн, а также путем торговли. У казахов такие собаки называются -Тобет, что созвучно со словом Тибет. Но на территории Ср.Азии существовали, до нашествия тюрко-монголов, древние государства Иранского мира , в котором уже занимались селекцией и разведением этой же породы и создали свой вариант САО, так сказать южный, отличающийся короткой шерстью и светлыми окрасами от пришлых тибетского типа собак, но сохранивших основные породные признаки тибетского дога.
Смешение тюрко-монгольских и иранских племен привело к образованию новых народов, а смешение двух типов одной породы собак привело к еще большему разбросу собак на промежуточные типы. Основное различие типов заключено в характерных окрасах и длине шерсти. Все эти собаки были мастифообразные.
Такая картина существования породы была до 1917 года. С приходом Великой Октябрьской Революции, образ жизни кочевников был кардинально изменен, они вынуждены были стать жителями поселений с оседлым образом жизни. В сознании людей произошла переоценка их отношения к жизни и быту. Такие перемены нанесли непоправимый урон породе, не востребованной больше в быту скотовода. Ведь при оседлом или полукочевом образе жизни скот загоняется на зиму в кошару, самое опасное от волков время года. Научно-технический прогресс снабдил пастуха огнестрельным оружием, а государственная программа по отстрелу волков, да и экология, снизили риск нападения хищников до минимума. Ко всему прочему, большинство вчерашних кочевников предпочли блага цивилизации города, тяжелому сельскому труду. Люди, которые профессионально занимались селекцией собак и прочей живности, как правило, выходцы из привилегированного сословия, могли бы заниматься ими дальше, но в большинстве своем, как враги Советской власти были истреблены, отправлены в лагеря или изгнания. К тому же во времена социальных пертурбаций людям было не до собак, так, например, в Казахстане в тридцатые годы от голода умерли миллионы людей (не только на Поволжье умирали от голода люди), старики рассказывают о жутких историях каннибализма, уж не говоря о поедании собак и др. животных. Еще одна из причин вымирания среднеазиатской овчарки это отстрел собак в связи с эпидемиологической обстановкой в Казахстане. Собаки разных пород, которые выжили без присмотра человека, наплодили разное количество типов среднеазиатских дворняг, которые в наше время носят название САО, и только лишь некоторые из них могут претендовать на это название. Помимо выше перечисленного, порода САО столкнулась с еще двумя непреодолимыми проблемами. Первая - это миграция в Ср. Азию народов России, Украины, Белоруссии, Кавказа, которые привезли с собой различные породы собак с их болезнями. Эти собаки скрещивались с местными собаками, давая разнообразные потомства метисов, а еще чаще просто заражали местных собак болезнями, от которых у аборигенов не было иммунитета. Ведь совершенно безграмотный и безразличный к судьбе собаки, чабан, не станет лечить больное животное, известны случаи вымирания всего поголовья собак в аулах за короткий промежуток времени от болезней, полученных от завезенных собак. Так можно отметить что наибольшее число собак с наилучшими породными качествами сохранились в регионах наименее затронутых западной «цивилизацией». Туркмения, Монголия и Таджикистан.
Вторая проблема САО - это неожиданная популярность породы за пределами Ср. Азии. Так ловкие дельцы «собачьего бизнеса», лихо вывезли и продали практически все пригодное и не пригодное для разведения поголовье собак в Россию, Украину и Белоруссию, но самое страшное в том, что они еще накормили фантастической отсебятиной искажающей действительность, будущих экспертов, заводчиков, законодателей породы, лишив практически САО шанса на восстановление. Вообще обман в «мире САО» стал общей нормой поведения, от самого невинного, когда собак из Казахстана и Узбекистана вывозили в Россию под маркой модных туркменских собак, до грязного, когда, для предания товарного вида собакам, преднамеренно занимались кровосмешением паршивых САО с другими мастифообразными породами. Причем известны случаи когда полученные у нас в Азии метисы, становились чемпионами выставок, как у нас так и в России. Но, судя по Российскому поголовью собак, можно с уверенностью сказать, что их «мичуринцы», дельцы собачьего бизнеса, внесли посильный вклад в дело вырождения породы. Многие заводчики, как в Азии, так и в России умышленно искажают представление о САО, подгоняя его под то сомнительное поголовье собак, которыми они располагают, при этом не забывая огульно охаивать других заводчиков, даже тех которые имеют действительно приемлемое для селекционной работы поголовье САО. Также есть еще один тип собаководов, имеющих неправильное представление о породе, но свято верящих в свою правоту, обосновывая это тем, что некий уважаемый чабан, аксакал такой-то так нам рассказывал. Мы, люди, проживающие в Азии, прекрасно знаем, что у каждого безграмотного чабана, когда-то был самый быстрый в мире конь, самая большая и сильная собака, самое большое стадо, что его бабушка была в молодости, самой красивой в ауле, а его дед был, самое малое, баем и только в его роду был самый сильный и храбрый батыр на весь белый свет и т.п. Чтобы разговаривать с восточными людьми, надо знать их менталитет, чтобы отличать действительное, если оно вообще есть, от выдуманного. «Восток дело тонкое». Так говорят в народе «Не приврешь, красиво не расскажешь». Вот и пересказывают горе-кинологи росказни безграмотных и скучающих стариков, да еще и по-своему интерпретируют эти байки. Например такая байка, обошедшая наверное весь СНГ, посредством видеозаписи, рассказываемая со слов какого-то чабана, российским заводчикам САО , что будто мать его суки загрызла снежного барса и сама погибла в бою. Хорошо, что у нас в Ср. Азии львы не водятся, хотя наверно поэтому и не водятся - собаки всех загрызли. Подобные байки с успехом гуляют по просторам неокрепших умов, любителей этой породы.
Помимо всего выше сказанного нельзя не обратить внимание на работу экспертов в рингах. Судя по собакам неизвестных пород с обрезанными ушами и хвостами, находящимся в разных степенях инвалидности, тем более находящихся в классе чемпионов, нельзя не прийти к выводу, что наши эксперты, либо необъективны, либо просто не знают породы и абсолютно не знакомы с анатомией собак. Такие эксперты хуже болезни и отстрелов влияют на вырождение породы.

Теперь мы перейдем к описанию САО.
Как было сказано, существуют только два типа САО и переходные между ними формы. Назовем условно эти два типа: Тибетским и Иранским (Персидским). Описание Тибетского типа собак, которые встречаются почти по всей Средней Азии, но сохранившиеся в наибольшем качестве и количестве в Монголии и только в некоторых районах восточного и южного Казахстана, а также в некоторых районах Таджикистана, мы проведем на примере близкого и понятного для многих из нас с детства казахского волкодава (Тобета).
Внешний вид казахского Тобета соответствует описанию тибетского дога - это крупная, грубого типа сложения собака с явно присутствующей тенденцией к сырости (средний рост кобеля 70-75 см. в холке). Прекрасно приспособленная к жизни в климате с большими перепадами температуры и вообще со всеми анатомическими особенностями говорящими о ее горном происхождении.
Тяжелая голова с мощным плоским черепом, с резко обозначенными надбровными дугами и затылочным бугром. Лоб плоский, широкий переход к морде плавный. Морда чуть короче черепа, объемная с широкой спинкой носа, имеющей форму прямоугольника (мы считаем широкую спинку носа признаком горного происхождения). По направлению к мочке носа не сужается, мочка носа крупная, черная. Верхняя губа толстая, закрывает нижнюю челюсть, не редко образует брыли. При наклоне головы на черепе образуются кожные складки. Уши купированы, низко расположены. Глаза маленькие, круглые, сидят глубоко. При характерном наклоне головы взгляд получается из подлобья, создается впечатление угрозы. Шея низко поставлена, мощная с хорошо развитым, наполненным подвесом. Формат тела несколько растянут, у сук в большей степени. Корпус массивный с широкой и глубокой грудью, ребро округлое, поясница широкая, мускулистая, круп также широкий и мускулистый, немного наклонный. Холка высокая мощная, за холкой, при небольшом высокозадье, образуется переслежена. Живот низко опущен, почти до уровня груди. Подкожная клетчатка великолепно развита по всему участку тела, но особенно в области шеи и под грудью (все кинологи такое развитие клетчатки предписывают защите от волчьих клыков. В то время как мы считаем это следствием эволюции породы в горах, клетчатка наряду с густой шерстью поддерживает температуру тела, а также питает организм в периоды отсутствия пищи, подобно верблюжьим горбам, и лишь в последнюю очередь, по счастливой случайности, служит защитой от клыков хищников). Шерсть у Тобета грубая, плотно прижатая с сильно развитым подшерстком, длинная до 10 см., на шее у кобелей, зачастую, образует гриву, а на скулах бакенбарды, на голове и передней поверхности ног короткая. Окрас не имеет большого разнообразия. Черные, бурые, серые, темно рыжие с белыми и бело-рыжими подпалами. Как правило у собак над глазами имеются светлые пятна или светлый обвод вокруг глаз, собаки со светлыми пятнами над глазами называются «торт кез» (четырехглазый). Собаки белого окраса, пегого окраса встречаются крайне редко.
Очень своеобразная собака по своему поведению. Собака с ярко выраженным социальным поведением. Агрессивно реагирует на появление потенциального соперника в иерархической лестнице. Вопрос иерархии решается путем борьбы, по благородным, установленными природой правилами, практически никогда не заканчивающиеся смертью. Каждая особь занимает свое положение в стае и выполняет свои обязанности. В общении с человеком независима, ненавязчива, но очень преданна. Ведет себя на равных, является человеку другом, а не слугой, как многие другие породы собак. Тяжело переносит незаслуженное наказание, вплоть до потери контакта с хозяином. К посторонним недоверчива, но не злобна, агрессию проявляет в некоторых случаях некорректного обращения с ней или ее хозяином. Ярко выражен территориально-охранный рефлекс, при этом Тобет не пустолайка, в сравнении с другими породами, а просто молчун. В ряду особенностей характера отличается врожденной агрессией к хищникам, особенно к волкам и собакам напоминающих по виду волков. Ввиду этого качества ринг САО невозможно проводить рядом с рингом собак внешне напоминающих волка. В незнакомой обстановке ведет себя спокойно, уверенно, и не агрессивно.
Углы суставов ног хорошо обозначены, следствием чего являются свободные не скованные движения. Половой деформизм ярко выражен. Внутри породы разбросов на типы нет, все особи имеют одни и те же породные признаки.
В наше время порода практически исчезла, лишь в некоторых отдаленных от цивилизации уголках нашей Республики, можно встретить чистопородного или близкого к породе Тобета, как правило это уже пожилые собаки.
Заводчики САО, к примеру, в Алматы, это горожане, как правило не азиатского происхождения, почерпнувшие свои знания из Российских источников, рекламировавших туркменских собак, говорящие о породе Тобет, абсолютно не знают как он выглядит, да и коренные жители к своему стыду не имеют представление о внешнем виде этих собак. Признаки Тобета в современных представителях САО можно увидеть во всех регионах Ср. Азии, тем более в местах где в большом количестве проживают этнические казахи, как правило, традиционно занимающиеся скотоводством, например почти треть территории Туркмении населяют казахи из младшего жуза, в Узбекистане практически всю Каракалпакию и север республики населяют этнические казахи и т.д. Можно сказать, что порода, практически вымершая у себя на родине, все-таки внесла свой генетический вклад в образование САО.
Второй вид САО - Иранский или Персидский, как и тибетский тип - это собака крупная, грубого типа сложения, с элементами сырости. Обе породы имеют между собой прямое родство, их отличает в основном друг от друга длина шерсти, характерные окрасы, и некоторое отличие в форме морды, с менее развитой подкожной клетчаткой. Длина шерсти иранского волкодава примерно равна 3-5 см, что наряду с развитой мускулатурой, придает рельефный и элегантный вид. Окрасы, как правило, светлые, распространен пятнистый и пегий, не редко встречается белый. При объемной морде спинка носа несколько уже, чем у собак тибетского типа, и при виде спереди морда имеет трапециевидную форму, а также под глазами морда менее наполнена, чем у собак тибетского типа. В остальном собаки идентичны. По нашему мнению отличительные черты персидского волкодава приобретены им вследствие длительной селекции, в странах с более теплым климатом. На сегодняшний день трудно встретить особь того или другого типа в чистом виде , преобладают собаки переходных форм, да и те являются редкостью в подавляющей массе метисов между САО, борзыми и различными дворняжками азиатского происхождения. Такие метисы имеют различные формы или типы, со следующими преобладающими опознавательными признаками анатомического сложения:
Узкий череп (даже при объемной морде), клиновидная форма морды, не параллельность линий черепа и морды, отсутствие надбровных дуг или слабое их развитие, плоские ребра, узкая грудь, скошенный круп, спрямленные углы суставов, поджарый живот, не развитая подкожная клетчатка, отсутствие подвеса, чаще всего это собаки крепкого, а не грубого типа сложения. Не редко собаки бывают с толстым костяком ног и высоким ростом, что вводит в заблуждение неопытных любителей собак, не обращающих на борзо образную конфигурацию телосложения. Но это не конечная остановка эволюции САО. В городах, как в Азии, так и в Европейской части СНГ путь дальнейшего развития породы пролег через новые кровосмешения с мастифообразными породами: кавказкой овчаркой, сенбернар, немецкий дог, английский мастиф и т.п. Эти новые примеси внесли еще некоторые характерные черты в облик перерождающейся породы, такие как сырое сложение, при не типичном развитии для САО, подкожной клетчаткой, как правило коровий постав задних ног, расхлябанность движений, не соответствующий шерстяной покров, резкий переход ото лба к морде, выпуклый лоб, но самое главное это не типичное для «азиата» поведение. Возникает вопрос, зачем экспертам кинологам разделять эту большую кучу разнокалиберных собак на типы и при этом еще называть ее породой САО, тогда как в Азии тюрко-язычными народами такие собаки называются просто дрек. На настоящий момент порода САО настолько задворняжена, что оказалась на грани исчезновения, и без координальных перемен в умах собаководов мы рискуем безвозвратно потерять ее без шанса на восстановление.
В этом очерке мы постарались изложить свою концепцию видоизменения породы в связи с кровосмешением, а не под влиянием климатических воздействий. Эволюция, вследствие которой могут происходить мутации, круто изменяющие внешний вид, может протекать десятки тысяч лет, а не тот исторически короткий промежуток времени, которым отводят кинологи породе САО. Глубокомыслеными заявлениями чабанов, которые на карте мира не найдут своей страны, как: «Такими их сделал ветер» - грамотные люди объясняют наличие разных типов САО, пытаясь привязать их к различному рельефу местности в Ср. Азии. Удивительно, что за приличный промежуток времени под воздействием климатических условий чукчи не стали скандинавами, да и африканцы, проживающие в Европе и Северной Америке, не стали блондинами, а вот потомки Арапа, Петра Великого, за несколько поколений, путем кровосмешения, быстренько стали русскими, перейдя от африканской расы к европеоидной.
Нельзя оправдать разведение дворняжек под маркой САО, и приобщая их к какому-либо из так называемых типов. У породы САО есть только один тип - это тип мастифообразной собаки, носящей все характерные породные признаки своего предка - Тибетского дога.
Напоследок хочется отметить, что последние публикации о САО, стали гораздо интереснее, полнее и ближе к истине. Наверное, когда истина будет установлена, породные представители САО возможно еще будут существовать на нашей планете.
Надеемся что наша статья подстегнет российских кинологов обратиться в комиссию по стандарту ФЦИ, с просьбой убрать из их стандарта слова «Страна происхождения - Россия», и указать точную родину САО по месту происхождения и среде обитания. Многолетний опыт наблюдения за работой САО, позволяет нам выйти с предложением, назвать породу - Среднеазиатский волкодав, убрав из названия слово овчарка

вверх
назад
irkcao@narod.ru
© Copyright Sh Design Group, 2003
Hosted by uCoz