Александр Лабунский, автор книги "Собаки Средней Азии" в своих
путевых заметках кинолога познакомил нас с тем многообразием собак,
которых ему посчастливилось повидать за 18-летний срок постоянных
посещений этого региона. Можно только еще и еще раз поблагодарить этого
мужественного, одержимого человека за рассказ об увиденном. Ведь сложно
даже просто побывать здесь и тем более добраться до мест обитания отарных
собак, столь труднодоступных, что для простых людей это практически
невозможно.
Как было бы прекрасно, если бы о собаках Средней Азии рассказали и
Татьяна Табунова-Рабышко, которая привезла в свой питомник много
первоклассных собак, найти подобных можно было только хорошо зна
Туркмению. И Виктор Айзенберг, исколесивший не только всю Туркмению, но и
Таджикистан, и Анатолий Сергеев, и Леонид Маневич и многие другие.
Основываясь на увиденном, Александр Лабунский считает, что в
Средней Азии существуют различные породы аборигенных собак, которые имеют
разных предков и используются по различным службам, предлагает сначала
разделить их на три группы: 1) среднеазиатская овчарка, 2) среднеазиатский
дог. 3) среднеазиатский мастиф, положив в основу отличия в поведении и
типе конституции, а вернее - типе сложения.
Оставим пока сам факт возможного существования в регионе разных
аборигенных пород, а коснемся только предлагаемых названий групп, на
которые автор предлагает разделить породы, самой терминологии.
Обратимся к основополагающим книгам. Термин "догообразные собаки"
образовался от названия "тибетский дог" - под таким названием английским
писателем Юаттом в 1845 г. впервые была описана крупна пастушье-сторожевая
собака, привезенная в Англию с пограничных с Тибетом Гималаев. В группу
"догообразных" собак объединены крупные собаки, имеющие общее в
телосложении и назначении. Макс Зибер в книге "Тибетска собака", изданной
в 1897 г., к этому виду относит: старых немецких догов, так называемых
бэренбейцеров, булленбейцеров средних веков, древних боевых собак средней
Европы, тяжелых догов Франции, мастифов, огромных догов Испании (мастин).
Проф. К.Келлер относит к этой группе и молоссов.
Т.О. "мастиф" как название группы собак определенного типа сложения
входит в группу "догообразных".
"Мастиф" и "дог" часто употребляются применительно к одному и тому
же типу, одной породе. Например, в стандарте на тибетского дога в скобках
дается название "тибетский мастиф".
А.Лабунский абсолютно правильно утверждает в своей работе, что
названий "мастиф" и "дог" у народов Средней Азии применительно к собакам
нет. Так зачем же вводить такие названия? Свои породы собак они создавали
для определенной работы, имеют определенное назначение и соответствующее
назначению название. И правильнее называть их в соответствии с природным
назначением, это пастушье-охранные и сторожевые собаки. Зачем надо
называть их мастифами, догами?
Пастушье-охранные собаки отличаются в своем строении от группы
догообразных. Макс Зибер в уже названной работе пишет, что раньше
полагали, что большие пастушьи собаки, перечисляет породы разных регионов,
в том числе называет пиренейских собак, маремму, огромных собак Кавказа,
породы собак Афганистана, Кандахара и другие, составляют вместе с
альпийскими собаками Швейцарии, сенбернаром и альпийским собаками
Центральной Азии, тибетской, одну группу так называемых горных собак, но
более тщательное изучение черепа, строения формы головы, постав глаз
показывает, что пастушьи собаки стоят к "волчьему типу" значительно ближе,
чем обе формы альпийских горных собак.
И относительно молоссов. Р.Клетт и Л.Гольгоф (1914) приводят в
совей книге изображени молоссов и псевдо-молоссов, - также превосходные
доги с широкой мордой, короткими ушами и гривой волос на загривке. Эта
порода, по-видимому, не имеет прямого отношения к настоящим "молоссам". А
приведенные изображения имеют сходство с изображениями пастушьих собак.
Обратимся к названию "тибетский мастиф". В статье "Тибетский
мастиф", опубликованной в журнале "Schweser Hundesport" за 1984 г. автор
пишет:
"Название "мастиф" могло вводить в заблуждение А.Крокстон-Смит
/А.Сroxton-Smith/ в своем опубликованном в 1940 году очерке "О наших
собаках" писал о тибетском мастифе, что характеристика "мастиф" неверна,
что правильнее было бы назвать породу пастушьей собакой. Хаук /Hauck/
также относит тибетскую собаку не к догообразным, а к собакам, пасущим
стада коров и овец.
Дэвид Хэнкок /David Hancock/ присоединяется к этому мнению, в
опубликованной статье в газете "Kennel Gazette" в 1983 году, где он
говорит: "Я считаю, так называемого тибетского мастифа горной собакой, как
пиренейская собака и бернская собака, пасущая стада на альпийских лугах.
Это пастушья собака, как кувач в Венгрии, мареммская собака в Италии,
карабаш в Турции, бувье во Фландрии: Но в нынешнем столетии стали называть
каждую большую собаку мастифом, независимо от ее использования и
происхождения: По признанию "Kennel Club", тибетские собаки и получили,
вероятно, самое неудачное название своей породы: Так, например, тибетский
терьер не был и не есть терьер, а тибетский спаниель - это не собака,
поднимающая дичь".
Список неудачных названий пород можно продолжить и из практики
отечественного собаководства. Например, черный терьер - это тоже не
терьер. Нужно ли в настоящее время множить названия, не соответствующие
назначению.
Существование многих местных разновидностей собак в Средней Азии
вполне понятно. Разводят изолированно и с большой степенью инбридинга. На
огромной территории держат собак для выполнения конкретной работы. Собака
должна хорошо работать и ценить ее будут именно за это. Здесь не
существует единого организованного разведения с ведением племенных книг,
порода не удерживается рамками стандарта.
Даже относительно европейских пород, на многие в разных странах
существуют национальные стандарты, которые расходятся в определенных
положениях, а языком общени является стандарт, утвержденный ФЦИ.
Что же касается разных типов собак Средней Азии, то это вытекает
как из разнообрази ландшафта, так и из самой истории.
На начальных этапах важна была собака-пастух, помогающая пасти скот
и одновременно охраняющая его. Вернемся к книге А.П.Мазовера (1947). Он
пишет (стр. 97):
Первые пастухи пасли скот пешими. Овцы в то время не были еще
достаточно "одомашнены" и управлять таким стадом было трудно.
Характерные хозяйства до сих пор еще сохранились на Севере, где
домашний олень настолько приручен, чтобы подпускать к себе человека, и
лучшим способом управления стадом считается там пастушья собака.
Очевидно впоследствии, с появлением в обиходе у человека лошади и с
приручением животных, роль собаки-пастуха становится не актуальной. На
долгое время ее заменяет собака-сторож - более крупных и сильных пород,
назначение которой уже не пасти стадо, а защищать его от хищников и
врагов".
Существование разных по сложению собак подтверждают археологические
раскопки. На территории Туркмении была маленькая собака, а во 2
тысячелетии до нашей эры существует уже крупная. Но ведь собаки не
исчезают же с лица земли, они смешиваются, а природа и человек проводят
отбор наиболее полезных, с точки зрени применения, качеств, в том числе и
экстерьера. Между крайними типами всегда есть промежуточные.
Разные типы внутри породы, которым дают даже свои названия,
существуют в разных породах. Хэди Ноуч /Hedy Nouc/ в 1980 году, исследуя в
Гималайской деревне тибетских собак, собрала у местных жителей 42
экземпляра, она различала следующие типы: бара-бенгали /Bara-Benghali/
бхармоури /Bharmouri/ и лахаули /Lahayli/.
Существование разных типов имеет место и в югославской породе
Saplanin, и многих других. Имеет место это и среди заводских пород.
На Всесоюзной конференции в 1990 г. в Ашхабаде докладчик Гельды
Кяризов говорил о разных типах собак в породе, отличии в характере
сложения, мускульной силе, характере поведения и движений. Различают тип
копек, что в переводе означает кобель, но вкладывается в это понятие силы,
твердости характера собаки, копек-си, т.е. похожий на копек, но обладающий
меньшей мускульной силой, и гаян-си, более легкий тип сложения. И тип
кайн, вот в этом типе предполагают прилитие кровей борзых, в своем
строении собаки остромордые, с выраженными углами скакательных суставов,
такие исключаются из породы как помесные. Эти типы определены для одной
породы, здесь не идет речь о помесных животных с прилитием кровей
аборигенных собак другого назначения или европейских пород собак.
Следует заметить, что название "копек" существует и в других
соседних странах относительно сходных пород. Например, в Турции
повсеместно используется термин "coban kopegi" по отношению к различным
видам больших и сильных собак, используемых пастухами для защиты своих
стад, этот термин используется дл обозначения всех пастушьих собак. Слово
"coban" означает пастух, а "kopek" - собака, вместе - пастушья собака.
Породу собак "Кангал", которая получила название по району в Туркмении,
откуда переселилсь поселившиеся здесь со своими собаками народы, называют
- "Kangal Kopegi" (см. "Newsletter of the Anatolian", 1994, № 4).
При разведении же следует соединять собак близких по типу. Но этот
принцип вообще действующий в зоотехнии. Здесь же важно сохранить те
природные типы, не создавать что-то усредненное. При таком подходе больше
шансов соединить собак, сочетающихся между собой.
Опять-таки в заводских породах, даже при достаточно однотипном
поголовье, не любые выбранные собаки будут хорошо подходить друг к другу,
разведенец всегда использует накопленный опыт сочетаемости кровей.
Поэтому так опасна имеющаяся в настоящее время практика ЦКСС при
обмене родословных отсекать колена происхождения по формальным чаще всего
признакам, там-то номера в справке нет, а его руководящие документы ЦКСС и
ФСС и не требовали, там-то личные домыслы штатного сотрудника --
достоверна ли справка, а на ней печать местного органа власти. Воистину не
ведают, что творят наделенные властью чиновники. Ведь случись смена
руководства породой в клубах на местах, придет новый лидер и окажется с
массой собак и нулевой информацией о происхождении. И не желая зла породе
и стоящим за собаками владельцам, может таких близкородственных собак
соединить, а подчас этого-то и не следовало делать. И куда же девать таких
животных, которым дали право на жизнь, и за каждым таким животным стоит
любящий его владелец.
И возвращаясь к самому вопросу существования в Средней Азии разных
пород собак и возможности их разделения. Для решения этого вопроса
требуется колоссальна исследовательская работа, и в случае проведени
таковой и получения подтверждения существовани разных пород,
соответствующих разному назначению, а не разных типов, необходимо именно
на родине этих пород убедить в необходимости их раздельного племенного
ведения. Готово ли сегодня к такой постановке разведения местное население
этого региона? На протяжении многих столетий потомственные чабаны
разводили собак в соответствии с многовековыми традициями, по линиям и
добились удивительных результатов. Важно сохранить именно эти традиции, а
ввести необходимо клеймение и официальную регистрацию рождаемых собак.
Что же касается того, что существующа в настоящее время порода есть
соединение древних пород - исконно пастушье-сторожевых и боевых, то такое
могло иметь место. На территории Средней Азии в древние века постоянно
велись войны ив большом количестве использовались, как боева сила, собаки.
С изменением характера вооружения и утратой необходимости использовать
собак, силу их челюстей как оружие в борьбе с противником, эти собаки ведь
не исчезли с лица земли. Но нельз не согласиться с господином Герхардом
Шюлером, автором прекрасной книги "Доберман" (М., 1996 г.), где он пишет,
что "В древние времена разводили сторожевых и военных собак, которые
отличались особенными размерами и злобностью. Этих животных, однако, едва
ли можно было подчинить. Поэтому их, в конце концов, стали отбирать на
"миролюбие". В части поведенческих характеристик отбраковку вели пастухи.
Но боевые собаки обладали хорошими качествами - рост, сила - и это могло
быть полезным. И если оказалось, что каждая из исходных этих пород
обладала сильной наследственностью, то при их соединении наряду с
какими-то вариантами получения среднего типа и его дальнейшего проявления
могли проявляться и исходные формы.
Если говорить о различии типов, отличающихся не только ростом,
массивностью сложения и соответствующим поведением и характером движений,
а рассмотреть особенности сложения, то здесь можно проследить существенные
различия у собак именно в характере сложения. В народе различают у собак
два типа головы: "лошадиные" и "медвежьи". Одни имеют широкую в черепе
голову и относительно него более узкую, но практически не суживающуюся к
мочке носа морду и более короткую, соответственно здесь чаще встречаются и
иные формы смыкания резцов, у собак с такими головами туловище имеет, как
пишут многие авторы, "цилиндрическую" форму. У собак с "лошадиными"
головами, в сравнении с предыдущими, более узкие в черепе головы,
соотношение длин собственно череп-морда более близко к половине, у них
практически не встречается перекус, эти собаки имеют иное строение
туловища, с глубокой грудной клеткой, но меньшим изгибом ребер, иной
характер движений.
Если сегодня эти типы собак несут в себе информацию об исходных
древних породах, то безусловно надо стремиться их не соединять. Но реально
ли сегодня говорить о разделении по конкретным экземплярам пород?
Представляетс сложным. Пока не известно, какого типа были их предки, и при
определенном подборе пар разведенцев могут подстерегать выщепления.
Как правильно называть эту древнюю аборигенную породу крупных и
сильных собак пастушье-охранного назначения и применения. Хорошо было бы
использовать в названии те термины, которыми местное население называет
этих собак у себя на родине и из них выбрать наиболее доступный для
всеобщего понимания и признаваемый разными коренными народами этого
региона.
Само назначение этих собак должно исключать из названия породы как
несоответствующую сути характеристику "овчарка". Не подходит и название
"волкодав", так как порода создавалась не для охоты на волков, а для
охраны скота, в том числе и от волков.
Сохранить существующие желательные аборигенные типы, многовековые
традиции разведения - вот такую на сегодня чрезвычайно важную задачу
должны решать, с моей точки зрения, любители этой породы. Совсем
недопустимо утрате мощи, крепости собак как следствию неправильного
подбора пар и неправильного выращивания, не позволяющего реализовать
заложенные в щенке потенциальные задатки, давать объяснение принадлежности
их такой аборигенной породе.
Материалы подготовлены Т. Ивановой
и любезно предоставлены
газетой "ZOOПетербург"