Солнце еще не взошло, но сизую дымку уходящей ночи уже теснит утренняя зарница. Окраина небольшого городка. Величественные развалины древней цитадели, больше напоминающие огромный оплывший земляной вал. Но почти каждую пятницу являющие собой импровизированный цирк, с ареной и местами для зрителей… Еще спит город, но сюда на окраину, по узким пыльным улочкам, уже стекается люд… Древняя цитадель оживает: предстоят бои. Это - Шибирган, Северная провинция Афганистана. Так было. По крайней мере, до всем известных событий. Один из первых наших кобелей был родом из этих мест. Так уж случилось, что долгая кочевая жизнь не давала возможности обзавестись достаточным количеством собак, необходимым для разведения и обстоятельной работы с породой. А интерес был. Поэтому и в силу профессиональной специфики с изучением азиатов (прямым или косвенным) мы столкнулись задолго до их приобретения. Но прошло время, и в конце 80-х появились первые азиаты. Это были "аборигены", привезенные из различных регионов Азии. Из Таджикистана собаки районов Ура-Тюбе, Гиссара, Ленинабадской области, с Горного Бадахшана - Из Киргизии - из Ляйлякского района и Отоа- Из Туркмении - Чарджоуской и Марыйской областей и т.д. Во все времена наши собаки жили вольно, в городе, конечно же, в пределах участка, а за городом - в тайге, границы их обитания значительно расширялись. Это была по истине дикая воля. (Были случаи, когда отдельные псы уходили "по делам" от жилья за несколько километров в тайгу.) Это в принципе является для азиата нормой. На протяжении многих лет мы жили рядом, а точнее сказать, в окружении 1,2-х, а то 3-х стай. За это время много пришлось пережить вместе с ними и из-за них…С годами многие прежние догадки подтверждались реальностью и обретали смысл. Нам невероятно повезло когда-то. Мы имели возможность наблюдать все сложности отношений в стае и между ними на примере большого количества отарных полудиких псов. Ведь именно они, а не "окультуренные цивилизацией собаки до сих пор являются неиссякаемым (пока!) источником генофонда азиата. Ведь только там, в горах, в степи ведется жесточайший, но наилучший с точки зрения природы отбор, где первейшими признаками являются уникальнейшее здоровье и пластичность вида. Естественной составляющей этих признаков является, конечно же, и могучий инстинкт лидерства. Всем, кто хоть мало-мальски знаком с биологией, известно, что в любой стае (азиат, как большинство диких собак - животное стайное) присутствует иерархия. При чем весьма жесткая, если сказать с точки зрения "зеленых" - жестокая и крайне негуманная, а наведение к поддержание порядка всегда происходит путем репрессий и только репрессий. И чтобы ни говорили, примеряя законы дикой природы на себя, "зеленые" и их сторонники, это - природа, и таковой она должна оставаться. Определенная степень агрессии каждого индивидуума - есть чуть ли не единственный залог прогресса вида. Подчеркиваю: "определенная степень агрессии". Эта агрессия, не граничащая и не переходящая в психически неустойчивые формы (в природе это безжалостно уничтожается, и чаще всего - соплеменниками). Кстати, почти все культурные породы не лишены подобных аномалий, конечно же, без активного участия человека. Примером крайне неустойчивой психики могут служить кавказцы, огромный процент поголовья которых, мягко говоря, " с головой не дружат". Последствия плачевны и всем хорошо известны. Степень агрессии отдельных особей внутри стаи не является величиной постоянной. В противном случае не было бы стаи. Кто - то на протяжении всей зрелой жизни может оставаться вожаком, кому-то суждено быть свергнутым, ну а кто-то проходит в "дядьках-тетках", всю свою жизнь без особых претензий на что-то большее. И это - норма. О сложных отношениях в стае и вне ее, разговор долгий, а поэтому- отдельный. Но, подходя к вопросу о боях, резюмируем вышесказанное: - здоровая агрессия каждой отдельной особи есть необходимое для выживания поведенческая особенность данного вида псовых. Степень ее не есть величина постоянная. И думается, что пятидесяти вековая (известно пока) история азиата без абсолютной зависимости от человека - прямое тому подтверждение. Конечно же, подобный факт не мог остаться незамеченным для людей. И на каком-то, весьма далеком, этапе совместною проживания человека и азиата, народная мудрость породила бои как одну из степеней отбора. Опять же отметим -"одну из степеней отбора". Во все времена азиат был, пока еще в массе есть и должен оставаться многофункциональной собакой. А поэтому, стремление отдельных заводчиков "профилировать" азиата на сугубо профессиональные бои -крайне неразумный шаг. Азиат- многогранен, и грани эти шлифовали природа и человек не одну тысячу лет. Особенно опасна система "клетка - тренинг- клетка -бои" Такой подход уже полностью противоречит сути азиата. Азиат слишком умен для такого подхода. Конечно, "свихнуть мозги" можно кому угодно. И отбор наиболее предрасположенных к этому собак на племя очень скоро приведет к устойчивому дисбалансу психики. Дальше - больше! Спрашивается, кому нужен питбуль в образе азиата? Абсолютно неприемлемым является метизация азиата с различными породами. Проблема уже существует, крайне сложная в своем разрешении, и зависит в основном от общей культуры заводчиков, их моральной чистоплотности, при всем этом, бои, конечно же, просто необходимы. Для основной части поголовья - в виде тестов на проверку характера. И это должно быть базовым отбором. Ну, а дальше- у кого к чему больше таланта. Среди наших собак и щенков за эти годы были всякие. Но все, без исключения проходили тест на характер как минимум в стае и вне ее, а уж потом кто-то "бился", охранял, работал по ОКД и даже охотился… Причем одно совсем не мешало другому. А потому, считали и считаем, главной задачей в вопросе выращивания и воспитания должно быть выявление различных способностей (а они есть!) у щенка и поэтапное, разностороннее развитие. Конечно же, не всем дано быть супер - бойцами. И объяснений этому -несколько.
Даже при целенаправленном отборе чемпионы не всегда рождают чемпионов (результат изменчивости). Каждая биологическая форма имеет свое содержание и определенные природой рамки. Редко встретишь в дикой природе псовых выше 80 см. в холке. Это тело нужно "носить и кормить", а это сложно, очень сложно. Нарушение границ рациональных форм, как правило, влечет за собой массу физических аномалий. Очень часто происходит разбалансировка опорно-двигательного аппарата, нарушается общая гармония всего организма, к тому же, изменяются психомоторные функции. Иными словами, с увеличением размеров, меняется темперамент, и, как следствие-характер. А азиат без характера -не азиат! Хотя встречаются приятные исключения: но, как и в дикой природе -это явление нечастое. Все вышеперечисленные объяснения ни в коей мере не должны быть прикрытием для владельцев, пусть даже "картинно-сложенных" собак. Не смотря на все различия в типах, азиат всегда должен оставаться азиатом, то есть, иметь характер, дух бойца! Даже внутри стайного сообщества, не смотря на иерархическое распределение ролей, каждый член его -это личность, способная в нужное время противостоять "внешним" врагам. Бесхарактерные же либо изгоняются из стаи, либо идут "в расход". Жестоко? Но это -естественный отбор. Поэтому, в условиях городской среды, частичной заменой этому виду отбора, должны стать как минимум тестовые испытания на проверку характера. Мы думаем, что данный вопрос волнует многих, поэтому наш разговор будет продолжен… Е.Стенякина, С. Стенякин (г. Кемерово) Источник журнал "Азиаты Сибири" №6/от2003г.
|