назад |
Интервью с Фаридой Болкуновой |
Журнал "Твое собачье дело", №61,2005г., стр.23-27
Павел Лещинекий: Каковы Ваши впечатления о выставке ЕСВВ "ВОЛКОДАВ-2004"?
Фарида Болкунова: Каждая выставка - это событие для меня. Хотя я много лет работаю как эксперт, каждый приезд в Украину открывает что-то новое. Хотелось бы отметить, что я судила ринги во многих городах, но последняя выставка ЕСВВ в Киеве, несомненно, оставила самое сильное и неизгладимое впечатление! И самое главное, что украинские разведенцы становятся на правильный путь развития туркменского волкодава...
П.Л.: Что значит правильный путь развития этой собаки?
Ф.Б.: Это гармоничный путь развития - и экстерьер, и рабочие качества, и поведенческие функции. Первые места заняли великолепные животные, которые соответствовали типу, конституции, поведению. Всё это свидетельствует о гармонии собаки, и я была приятно удивлена, что сейчас в Украине появилось так много хороших особей.
П.Л.: Что Вы скажите об организации выставки?
Ф.Б.: Выставка, в которой участвовало свыше ста пятидесяти волкодавов, была организована достаточно хорошо и на высоком профессиональном уровне. Своеобразной "изюминкой" выставки стало представление обычаев туркменского народа. В специально сконструированном к такому шоу ринге чабаны (переодетые в национальную одежду молодые актёры - Никита Архиереев и Денис Лещинский) пускали собак в показательный поединок! Для многих присутствующих это тестирование было первым знакомством с волкодавами, какие они есть (кстати, удивительно точное название этому шоу придумали организаторы "ВОЛКОДАВА-2004"). Я, конечно, с огромным удовольствием согласилась прокомментировать происходящее в ринге, пытаясь как можно подробнее останавливаться на описаниях традиций, в т.ч. "собачьих боёв", одежды и т.п. Вообще же убеждена, что знания о собаке должны начинаться с изучения нравов и обычаев того народа, откуда происходит собака. Когда для человека открывается народ, его самобытность, его душа, если можно так выразиться, тогда он способен понять, как он, т.е. народ, общается и управляется с животными, каковы особенности его хозяйствования. Только так можно познать характер собаки, научиться обращаться с ней!
П.Л.: Вы упомянули о породном тестировании волкодавов. Насколько нужны такие поединки, действительно ли они безопасны для собак - Ваше мнение?
Ф.Б.: Вы опередили меня, я как раз намеревалась перейти к разговору о породном тестировании. Безусловно, и, прежде всего, - это многовековая традиция туркменского народа. Найдено, на мой взгляд, очень хорошее слово - "тестирование", которое достаточно полно отображает суть этого зоотехнического мероприятия - проверки нервной системы собак. В Туркменистане это называют "собачьими боями". Бои нынешние резко отличаются от боёв прошлого. Раньше собирались в основном чабаны, знавшие толк в собаках, тонко понимающих характер волкодавов. А ныне травят собак люди весьма далёкие от чабанской профессии. Поэтому всё чаще на боях присутствует лишь азарт и победа любой ценой. Неудивительно, что мировое сообщество пытается запретить подобные зрелища. Нет, нужно следовать старинным традициям...
П.Л.: Почему стравливали собак пастухи?
Ф.Б.: Да потому, что проверяли нервную систему. Опытный глаз чабана подмечал все достоинства и недостатки волкодава во время поединка. На боях пастух делал свой выбор - можно ли ту или иную собаку взять с собой в поле на работу для охраны своей отары. Без такой проверки собак на "профпригодность" немыслима работа и жизнь в отаре. Собака - глаза и уши чабана, но не только это было важно для туркмен. Главное - это, какое сердце у этой собаки!
П.Л.: Объясните подробней, что это значит?
Ф.Б.: У нас бывает так, что маленькая или мелкая собака будет драться до потери своей жизни только лишь, чтобы защитить человека. Но вместе с этим приходит такое понятие, как экстерьер. Т.е. если собака имеет большое сердце, сильный дух, но при этом она мелка, мала или имеет какие-то погрешности в экстерьере, ей труднее будет работать в отаре, ходить за ней (например, неправильный постав конечностей затрудняет движение)
П.Л.: Давайте поговорим о движении, а в связи с этим - почему важно проводить породное тестирование.
Ф.Б.: Собака должна иметь хорошие ноги, чтобы поспевать за отарой. Но при этом нет необходимости заставлять пробегать собаку невероятные расстояния - до двадцати-тридцати километров. Находясь в рабочей зоне, она никогда не бегает на такие дистанции, а в основном лежит. Лишь в минуту опасности волкодав "взрывается" и бежит галопом. Бежит на волка или шакала, чтобы отогнать его и сразу же вернуться на своё место. Волкодаву совсем нет дела до этого волка, важно лишь прогнать его со "своей" территории. Иногда за такое поведение алабаев, шутя, зовут "волкогонами". Вы представляете себе, каким образом может "взорваться" загруженная собака, т.е. с очень мощным костяком, пястью 17-17.5 сантиметров, тяжелыми мускулами? Что она сможет сделать в поле? - НИ-ЧЕ-ГО! Она десяти метров не пробежит! Нет, безусловно, туркменскому волкодаву нужен хороший костяк, но при этом "сухие" незагруженные мышцы! Вы знаете, чем привлекают эти собаки людей - они "отвязываются", "отрываются" в ринге! Они искренни, неподкупны, честны и благородны! Сила и мужество волкодавов подкупают своим величием! Эти качества несравнимы с собаками других пород! Тестинг нужен ради сохранения инстинктов. Охрана своей территории, служение ЧЕЛОВЕКУ - разве это не достойная для собаки мотивация?! Но проводить тестовые испытания нужно умело и по правилам, отточенным столетиями людьми ответственными, хорошо знающими своё дело. Евразийский союз владельцев волкодавов имеет всё необходимое для этого...
П.Л.: Кстати, о мотивации собак во время тестирования...
Ф.Б.: Я уже говорила об этом в скользь. Мотивация - это сохранение, закрепление инстинктов, а именно: - во-первых, охрана своей территории; - во-вторых, повышенная злобность к хищникам и к себе подобным, в то же время, полное отсутствие таковой по отношению к человеку. В третьих, в силу своего интеллекта, да-да именно интеллекта, понимание волкодавом того, что тестовые испытания носят чисто спортивный характер! Например, бои у "себя" во дворе - это сражения за "место под солнцем". Они более конфликтные, злобные и бескомпромиссные! А значит нельзя допускать, чтобы собаки дрались во дворе (применяйте раздельное содержание, выгул в разное время суток и т.д.).
П.Л.:Как же добиваться всего того, о чём мы здесь говорили, если у нас собаки не только не охраняют овец, а живут в лучшем случае вольерах пригородных домов, в худшем - в городских квартирах на паркете!?
Ф.Б.: Антуан де Сент Экзюпери написал когда-то: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Если вы приручили наших собак, методы и правила разведения, дрессировку и тестирование этих собак должны проходить так, как это делается у нас. Пусть сегодня волкодав у вас охраняет дом и двор, но дрессировать его как убийцу - преступно, а значит - недопустимо! Воспитание агрессивного отношения к человеку приводит к плачевным результатам - собаки, как правило, поворачиваются против хозяев!
П.Л.: А как же тогда дрессировать волкодава?
Ф.Б.: Эта собака - территориальница, хотите вы этого или нет. Если она десять дней будет кормиться на одной и той же территории, то, в конце концов, поймёт, что это и есть её дом. В этом случае волкодав обязательно сможет и станет его защищать без всякой дрессировки. В Туркмении вообще не дрессируют собак, но они великолепно охраняют территорию! Попробуй кто-нибудь проникнуть в мой двор... Я не дрессировала свою собаку, но ведь она любит меня, мою семью, любит мой дом и мой двор. Она же живёт в этом дворе, наконец, а поэтому всегда будет охранять его!
П. Л.: Как же тогда она должна относиться к постороннему человеку?
Ф.Б.: А в отношении человека она не должна быть такой злобной, хотя в своём потенциале это злобная собака. Туркмены, которые вели кочевой образ жизни, не имели ограниченных пространств - дворов, а раскладывали свои юрты среди равнин прямо под открытым небом. Собаки метили свою территорию и не пускали туда чужаков! Вместе с тем люди могли свободно передвигаться. Человеку достаточно было подать голос, чтобы собака узнала, что это сосед, и, следовательно, его не надо облаивать, а тем более атаковать.
П.Л.: Вы часто говорите о туркменском волкодаве как о существе разумном? Были ли в Вашей жизни случаи, которые подтверждали бы эту мысль?
Ф.Б.: Эта порода чрезвычайно интеллектуальна и не верьте тем, кто говорит, что её можно легко и просто дрессировать. Собака в Туркмении живет рядом с человеком, и жизнь её протекает при очень скудном общении с ним. Хозяйка вышла во двор, подала еду... Собака за это очень благодарна. Она идёт к хозяйке, низко опустив голову, виляя всем телом, как бы показывая своим видом, насколько она благодарна хозяйке. А та даже может не взглянуть на неё! Некоторые принимают такое поведение животного за унижение... Но я считаю, что эта собака любит безмерно своего хозяина, чтит человека за всё и по жизни будет ему признательна. Волкодавы в Туркмении содержаться во дворе. У хозяев нет такой привычки, как расчесывание и стрижка собак, ласковое поглаживание и обнимание, а, тем более, целование своих любимцев. У нас такого нет. Вместе с тем, нет и другого - унизительного отношения к собаке. Никто и никогда не скажет ничего дурного о ней - будь-то сам Ак-Гуш, любая дворовая или отарная собака. У меня был такой случай - рожала как-то моя сука. Роды были очень тяжелые и продолжались уже около двух с половиной суток! Я сильно измучилась и пригласила в помощь "человеческого" акушера, который поставил ей капельницу и вообще - принялся за дело с профессиональной решимостью. У Мухаммеда Саюнова (так звали доктора) всё действительно вышло хорошо. Вскоре я услышала, как он произнёс: "Она родила последнего щенка!" Надо сказать, что эта собака была мне чрезвычайно дорога - это моя Акбай, моя Акбайка, моя Акбаюшка, моя любимая Бабася! Я переживала и нервничала так, как будто рожала моя дочь. Поэтому, когда врач так сказал, наступило какое-то расслабление или ещё что-то - не знаю, у меня закружилась голова (здоровье у меня не совсем отменное) и, потеряв сознание, я грохнулась на пол прямо под стул! Кроме врача в доме была моя сестра Лиля и работница клуба Галина. Они моментально ринулись ко мне. Но раньше них, бросив своих новорожденных детей, сбросив с себя капельницу, рванулась ко мне... моя Акбай! Потом мне рассказывали (как я сказала - я была без сознания), что когда Акбай подбежала ко мне, она зарычала на присутствующих, остановив их, после чего стала вылизывать мне лицо. Это не помогало, и я по-прежнему лежала неподвижно. Тогда она стала слегка покусывать моё лицо, и... я очнулась! Постепенно стала приходить в себя. Увидев её морду, я заговорила: "Акбаюшка, уйди, что ты хочешь?" Я не пойму, что происходит, я в таком состоянии... А моя Акбайка, убедившись, по-видимому, что со мной всё в порядке, мгновенно стала кроткой и убежала к своим деткам. Вернувшись к щенкам, она стала заботливо облизывать их, аккуратно легла на место, а те мгновенно присосались к её соскам. Только после этого и врач, и моя сестра, и Галина смогли подойти ко мне для оказания первой помощи (как оказалось, у меня резко поднялось давление). Когда мне рассказали всё это... (Здесь Фарида резко замолчала, словно, комок застрял у неё в горле. Какое-то время она не могла проронить ни слова. Слёзы застилали глаза. Мы сидели тихо и неподвижно, стараясь не глядеть друг на друга. Потом, вдруг, сделав глубокий и тяжелый вздох, она продолжила). В принципе она привела меня в чувство таким образом и, возможно спасла жизнь. Прошло много лет, но этот случай я не могу вспоминать без слёз. Другой случай. Перед поездкой в Украину Ак-Гуш объелся костей ("добрые" люди подбросили через забор, когда Цыгана - владельца Ак-Гуша - не было дома) и у него в кишечнике образовались камни. Ну вот, приезжаем мы в Донецк. Надо сказать, что собака два дня кровила и не было никакой возможности ему хоть как-то помочь. В таком состоянии Ак-Гуш проводит тяжелейший поединок с местным Лиманом (очевидцы помнят, что тогда только из-за травмы Лиман не вышел на второй раунд). Во время теста все кричали: "Кровь! Кровь!" Кровь действительно буквально лилась из анального отверстия, а Ак-Гуш время от времени садился, всё хотел в туалет сходить. В какой-то момент он с такой мольбой посмотрел мне в глаза, что мне показалось, я слышу его просьбу. Я говорю: "Он стесняется при вас в туалет сходить, просит, чтоб его оставили в покое! Ему СТЫДНО!" А мне не верят, не понимают, что эти собаки знают, что такое стыдно. Когда пришел врач и без намордника смог оказать помощь, все были просто поражены. Я после таких случаев думаю, что, если существует переселение душ, то эти собаки обязательно станут людьми.
П. Л.: Фарида, Вы не первый раз в Украине. Вас у нас хорошо знают. Одни называют Вас звездой, другие - корифеем кинологии. Профессионалы считают Вас человеком сведущим. Мало кто знает что-либо о Вас лично - где и когда Вы родились, в какой школе учились, кто Ваши родители и, конечно, как и при каких обстоятельствах появились собаки в Вашей жизни?
Ф.Б.: Огромное спасибо за такие лестные эпитеты в мой адрес, за то, что люди признают мои знания и опыт. Но я всегда боюсь таких слов, как "звезда", "корифей". Я не считаю себя таковой. Все, что мне дано, это дано Богом. Сколько позволительно мне знать, столько я и знаю (только Бог решает, кому и сколько дать). Я благодарю Бога за свои знания и умения, за то, что какая то мудрость пришла ко мне. Прежде всего, за знания о собаках. Во-вторых, я благодарю Всевышнего за любовь к собакам которая пришла от отца, а он знал и любил животных (папа был охотником). Очень часто он возвращался домой без трофеев. Ему нравился сам процесс - побродить по следу, послушать тишину, пение птиц. Ну, может быть, он и приносил когда какого зайца,! не помню. Но помню точно, что когда он приносил в дом кусок хлеба, то говорил: "Это вам прислал зайчик". Мясо мы не кушаем, а мех у нас в доме не приветствовался. Я вот дожила до таких лет, а никогда не носила, да и не стремлюсь покупать сейчас изделия из меха - например, каракулевую шубу, меховые воротники. Я, быть может, не такая "зеленая", как те "зеленые" в Европе, однако не могу себе представить, чтобы я ходила в каракулевой шубе, зная, что она сшита из шкурок невинно убиенных животных. Одна эта мысль меня просто "парализует". Я люблю все: зверушек. Даже когда, случается, я прихлопну муху или таракана я думаю: "Боже, что же я делаю, ведь это живое существо?!" Hy и среди всех животных я, конечно же, выделяю собак. Они мне наиболее понятны и близки. Я родилась в туркменском городке Мары 20 мая 1948 года Очень скоро наша семья уехала в Башкирию, где мы какое-то время жили. Отец не смог там прижиться и вскоре мы вернулись в Ашгабад, где я пошла в пятый класс. По образованию я учительница начальных классов. Когда работала в школе (восемь лет), то всегда старалась понять детей. Человек должен стремиться к пониманию, - я, например всегда стремилась понять собак, других животных, воду, землю. Хотя в этом моём стремлении, в этой борьбе мнений я иногда дохожу до абсурда. Когда травку покрывают асфальтом, я сожалею о жизни, загубленной под ним. И я говорю мужу: "Давай снимем бетон с земли у нас во дворе!.." Муж говорит, что я ненормальная, вот так и живём.
П.Л.: Вот так через понимание окружающего нас мира приходит понимание людей?
Ф.Б.: Если человек задумывается над смыслом бытия, то он обязательно станет лучше, душевнее, больше будет любить свою землю...
П.Л.: Если бы человек поменьше думал о своем величии, о том, что он царь природы, то, возможно, тогда пришло бы понимание того, что всё, что он имеет - это дано Богом!
Ф.Б.: Я очень люблю свою семью и очень преданна ей. В детстве, помню, мы целые вечера проводили за столом, играя в такие игры, как: "Города", "Животные", "Растения", "Морской бой". Тогда ещё не было телевидения. Папа любил, когда мы читали вслух. Иногда он читал сам, иногда - мама, но чаще мы - дети, хотя мы страшно злились, когда нас заставляли читать книги. Сейчас, когда я сама стала мамой, я понимаю - Боже мой, какие же у меня были родители! Как многому они меня научили! Мама у меня была мудрая женщина. Она рассказала мне, как жить в семье, как жить с мужем. Она никогда не работала, занималась только семьёй. Семья большая, пятеро детей: две дочери и три сына. Все выучились, получили образование. Все имеют благополучные семьи, живут одним браком, никто не разводился. В общем, всё, что мама хотела в нас вложить, у неё получилось. Моя сестра, кстати, тоже любит и держит собак.
П.Л.: У неё питомник?
Ф.Б.: Нет, у неё нет питомника, но у неё всегда по две-три собаки в доме. Она их любит. А вот брат мой кошатник. У него и дома кошка, и на улице кошка.
П.Л.: И всё же, когда вы полюбили собак, и как это произошло?
Ф.Б.: В детстве, сколько помню себя, я всегда таскала домой собак. Т.к. мы жили на втором этаже, а значит, держать в квартире собак было практически невозможно, то поэтому этих собак приходилось всё время пристраивать. Когда я вышла замуж, мой муж оказался человеком, который также любит собак (у меня муж больной человек и передвигается в инвалидной коляске), чтобы мне не страшно было вечером одной ходить по улице, мы приобрели немецкую овчарку. Так вот с этой овчарки всё и началось. Позднее, когда мы "спустились на землю" (смогли жить на первом этаже), вот тогда я сразу же завела алабая.
П. Л.: И кто же был первым "азиатом"?
Ф.Б.: Первым был Аи-Пери.
П.Л.: И когда это было?
Ф.Б.: Это было в 1980 году. А в 1989 или 90 году (точно не помню) я пришла в ДОСААФ. Кинология в Туркмении была в запущенном, мрачном состоянии. Лариса Кузнецова попыталась возродить собаководство и сделала очень много для этого. Она была офицером милиции, работала на питомнике. Так вот она фактически воссоздала у нас этот клуб, за что ей честь и хвала, и великая благодарность! Позднее мы приехали в Москву на конференцию по вопросу организации международного клуба среднеазиатской овчарки. На этой конференции произошел "великий" раскол. Москвичи стали выступать против тестовых испытаний, против признания трёх прикусов (ну это всё, конечно, не от большого ума, скажем так). И когда я вернулась домой меня поддержали Лёня Маневич и Валера (не помню его фамилии). Лёня Маневич очень много для меня сделал. Он открыл мне глаза на экспертизу, вложил в меня кинологические знания - что такое сустав и прикус, как нужно ходить на выставки и как себя вести, как сидеть и как стоять. Он объяснил, что нужно репетировать перед зеркалом, как ты будешь разговаривать с людьми, что ты будешь им говорить. Как нужно общаться с народом, чтобы никого не обидеть. Вот всему этому и учил меня Лёня Маневич, за что я всегда буду ему благодарна. Потом пошла моя наука от наших туркменских чабанов, где я получала знания по азиатам. А в Европе училась всем остальным наукам. Ездила в Словакию. Я очень много стараюсь познать и не стесняюсь сказать, что чего-то не знаю. Везде, где бываю, я стараюсь почерпнуть знания. Конечно, чем-то мне легче, чем другим людям, т.к. я живу на родине этих собак и знаю лучше, какими они должны быть. Может поэтому меня часто приглашают на выставки судить этих собак. У меня много мыслей в голове крутится и я благодарна Богу за то, что мне это дано. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, кем бы я стала и во что бы я превратилась, если бы не собаки. Я мало читаю художественную литературу, всё больше философскую. Каждый человек должен жить своей жизнью, и никому не дано право вмешиваться и что-то менять. Каждый в своем сознании должен прийти к этому.
П.Л.: Что бы Вы хотели пожелать журналу "Твоё собачье дело" и его читателям?
Ф.Б.: Прежде всего я хотела бы пожелать журналу окупаемости, чтобы круг заинтересованных читателей расширялся, чтобы он ушёл в массы, это во-первых. Во-вторых, хотелось бы на страницах "СД" видеть ещё больше статей о волкодавах и по возможности больше информации из стран обитания этих собак, т.е. Туркмении, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Задача, конечно, это непростая и достаточно дорогостоящая (экспедиции), но стремиться к этому надо. Ведь Вы же должны получать знания из первоисточников, если, конечно, действительно хотите узнать все о ВОЛКОДАВАХ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ!
Записал Павел Лещинский
На сайте опубликован только текст интервью, оригинальная статья в журнале содержит много фотографий.
|