Кирилл Рец, За пределами мира устоявшихся заводских пород вот уже несколько тысячелетий существует особый "собачий континент" - огромный регион, выходцев из которого чаще всего называют туркменскими алабаями или среднеазиатскими овчарками. Рассказывать о среднеазиатской овчарке интересно, но сложно - прежде всего потому, что это, по существу, обширная группа четко не выделенных пород, разнообразных по размерам, экстерьеру, окрасу, злобности и ряду других параметров. Различие между отдельными собаками этой группы порой больше, чем между представителями разных европейских пород. Не меньше сложностей и с названием. Хотя среднеазиатская овчарка (среди любителей которой прижилось сокращение "азиат") - одна из древнейших собак, свое современное название она получила лишь несколько десятилетий тому назад, и оно так и не стало общепризнанным. Название среднеазиатская или туркменская овчарка встречается уже в 1935 году. Еще раньше в выставочных каталогах она называлась туркестанской овчаркой, но с упразднением названия Туркестан к концу 40-х годов была переименована в среднеазиатскую. Термин овчарка применен к ней не совсем верно (среднеазиатская овчарка относится не к группе "овечьих собак", сопровождающих отары в окультуренных ландшафтах, а к пастушьим собакам, охраняющим стада в условиях длительных перекочевок по неосвоенной местности). Кроме того, это название при выходе породы на международную арену может оказаться неудачным, так как за рубежом понятия Средняя Азия не существует. Профессор С. Н. Боголюбский, описывая в 1927 г. собак Туркменистана, называл их как овчарками, так и волкодавами. Но и этот термин едва ли удачен. Туркмены считают алабаев не волкодавами, а гоюн-ити (овечьей собакой) или чапан-ити (пастушьей собакой). "Алабай" в изначальном значении слова - "пестрый, пятнистый"; также это - распространенная кличка и название одной из локальных разновидностей азиата в Туркмении. Да и нынеший Туркменистан - всего лишь небольшая часть региона обитания породной группы. Обычно из подобного затруднения можно выйти за счет использования местных, аборигенных названий. Но и тут подстерегает масса сложностей - каждый из народов региона по-своему именует разные типы этих собак, не применяя к ним никакого объединяющего наименования. В Таджикистане их называют чапани ("пастушья" - это относится к собакам среднего размера и крепкой конституции), дахморда ("заменяющий десятерых" - более легкие собаки, применяемые для пастьбы и для охоты) и дехкани ("сельский" - тяжелые, крупные сторожевые псы). Туркмены наряду с чапани выделяют копеков - сторожевых псов. В Узбекистане собак типа алабая почему-то называют казахским волкодавом, казахи и киргизы называют его бай-тобет. Неустойчивость общего наименования породной группы объясняется тем, что в регионе обитания алабая с незапамятных времен просто не было других собак, а все его типы и разновидности не были строго отделены друг от друга. Ареал аборигенного распространения азиата велик и включает в себя почти всю Центральную Азию. Внутри этих границ размещаются, по разным подсчетам, от одного до двух десятков самостоятельных пород, не считая вариаций, разнящихся длиной и распределением шерстного покрова. Различные исследователи выделяют те или иные типы азиатов; местное население различает породные линии по местностям с устоявшимися разведенческими традициями. Но до какой-либо четкой классификации далеко, тем более что этому отнюдь не способствует общая ситуация в регионе. Объединяет всех этих собак одно - удивительно стабильные и сходные рабочие качества. Несмотря на значительные различия в размерах, экстерьере и характере шерстного покрова, азиаты всех разновидностей отличаются рациональным атлетическим телосложенем, крупной головой с могучими челюстями, самостоятельностью и высокой приспособляемостью практически к любым условиям. География Средней Азии в прошлом отличалась от современной. Вместо нынешних пустынь значительную часть Каракумов занимали степи. На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. на территорию современного Туркменистана проникла очередная волна переселенцев из Ирана. Этим людям принадлежали собаки характерного облика. Кости таких собак и даже терракотовая статуэтка, изображающая пса с купированным хвостом и ушами, были найдены при раскопках поселения бронзового века Алтын-Депе (2000 лет до н.э.) в Южной Туркмении. Выходит, уже в те времена существовал обычай купирования хвостов и ушей, сохранившийся до наших дней. В фигурке сразу узнается силуэт среднеазиатской овчарки. Уже в те времена собаки несли в основном пастушью службу - они охраняли и сопровождали стада. Превосходные изображения таких собак имеются на серебряном кубке того времени, найденном в Северном Афганистане и хранящемся в Лувре. Там изображены хозяин-пастух, мальчик-слуга и собаки, идущие в три ряда. Изменение природной среды в сторону опустынивания, начавшееся с середины второго тысячелетия до н.э., вызвало отток населения. Земледельцы уходили назад к берегам Персидского залива, а на пустынной родине оставались пастушеские племена со своим скотом и собаками. В поисках пастбищ они должны были кочевать. С развитием отгонного овцеводства еще больше усилилась необходимость в крупной, бесстрашной и неприхотливой собаке - надежном защитнике стад. На всей этой территории со сходными условиями хозяйства на протяжении многих столетий и создавалась такая порода. В VI веке до н.э. почти весь этот регион вошел в состав державы персидских царей из династии Ахеменидов. По легенде, первый из них, Кир Великий, был вскормлен молоком собаки. Собака в древней Персии почиталась и была священной. Этому способствовала и местная религия - зороастризм. Согласно Авесте, священной книге зороастрийцев, только у собак и человека есть сознание. В разделе Авесты под названием Видевдат создатель мира Ахура Мазда обещает страшную кару тому, кто причинит зло собаке: "А если, о Заратуштра, кто убьет собаку охотничью или пастушью, или ту, которая умеет многое, то душа его перейдет в свою будущую жизнь с великим плачем и стонами. Даже в смертный час никто не поможет ему, хотя он будет плакать и рыдать от страха и боли..." За преднамеренное убийство собаки полагалось тяжелое наказание - "восемь сотен ударов лошадиной плети". Авеста наполнена прославлением великолепных качеств собаки: "Собаку, о Заратуштра, Я, Ахура Мазда, сотворил со своей одеждой, со своей обувью, бдительной, острозубой, получающей подношения от людей, сотворил для защиты живых творений... чтобы была она рядом с Правдой и Разумом, чтобы была она рядом с живыми творениями... в земном мире они суть охрана людей и скота; если бы не было собаки, невозможно было бы держать и одну овцу; всегда, когда она лает и разносится ее лай, духи и демоны убегают из этого места". В домах почитателей Ахуры Мазды собаки всегда ели прежде своих хозяев и получали "долю мужа" - молоко и жир с мясом. Если к жилищу приближалась бродячая собака, её полагалось впустить во двор и покормить, потому что "ни один дом не стоит на земле, если на то нет воли собаки". "Видевдатом" предусмотрены специальные наказания за увечья или даже за плохое кормление собак. Собака приравнивалась к человеку как юридическое лицо; для неё, в свою очередь, были установлены наказания за членовредительство по отношению к человеку (в первый раз - отрезалось правое ухо, второй раз - левое и т.д.). Зороастрийцы верили в то, что душа умершего может быть украдена демонами. Защитить его могла только "четырёхглазая" (то есть с подпалинами над глазами) собака. "Четырехглазость" подразумевает способность собак видеть саму смерть, с чем связан ритуал сагдид ("осматривание собакой"), когда она своим взглядом прогоняла от мертвого тела демона трупной скверны. Несомненно, этими благими существами были предки алабаев. У таджиков до сих пор существует собачья кличка Чорчашма, а у туркмен - Турткуз - "Четырехглазый". Древнеперсидская держава была сметена отрядами Александра Македонского. В это время крупные породы пастушьих собак были широко распространены от восточного берега Каспийского моря до северо-западных районов Индии, где славились могучие псы области Гандхара. До нас дошла история о том, как Александр получил в подарок от гандхарского царя Софита огромного кобеля, который мог на равных сражаться с любым хищником. Александр решил проверить это и стравил собаку со львом, но при виде царя зверей пес даже не двинулся с места. Высокомерный завоеватель приказал его убить. Узнав об этом, индийский царь сделал еще один подарок, указав при этом, что если Александр уничтожит и этого, то подобных этим двум бойцам у него уже никогда не будет. Были ли эти псы родственны азиатам? Наверняка. Об этом говорит как уверенность Софита в бойцовских качествах своих псов, так и странное поведение первого из них. Конечно, никакому, даже самому крупному псу, физически не выстоять в поединке со львом. Однако алабаи отличаются силой духа, самоотверженным бесстрашием, которое заставляет их, не раздумывая, вступать даже в неравную схватку в критической ситуации. Но лишь в критической - они не проявляют показного бойцовского азарта и по-пустому предпочитают не рисковать. Характерно, что пес не побежал, а остался на месте, проявив разумную выдержку. Возможно, подарок Софита был по-восточному тонким намеком на то, каким должен быть настоящий воин и правитель - бесстрашным, но не агрессивным. Александр, стремившийся к власти над всем известным ему миром, не захотел понять этого иносказания - а может быть, наоборот, слишком хорошо его понял. Нет ничего необычного в том, что собаки из Центральной Азии попали в Индию. Территория Туркменистана вдоль и поперек пересечена караванными дорогами, входившими в систему Великого шелкового пути. Интенсивность движения по ним была такой, что сейчас их глубина на 3-5 метров ниже окружающей равнины. А караваны всегда сопровождались собаками. Проникали они по оживленным караванным тропам и через горы, в Индию. В книге "Сердце Азии" Николай Рерих, обследовавший эти места, описал свои путевые впечатления: "Караванный путь через Кардонг, Сассер, Каракорум особенно обильно усыпан скелетами всех родов животных: лошадей, ишаков, яков, верблюдов, собак". Караванные собаки, составлявшие особую породу, всегда сопровождали путешественников. Отпугивая хищников, в темное время суток они издавали характерный, ни на что не похожий рев - нечто среднее между рычанием и воем. Любой зверь, слышавший эти звуки, уходил с дороги. Таджики называли таких псов ёлтой. Эти стражи дорог продолжали выполнять свою работу еще в начале прошлого века, а их потомки до сих пор живут в кишлаках и аулах на юге Таджикистана, население которых ведет свой род от торговцев и погонщиков караванов. Отношение к собаке в Средней Азии, Иране и Афганистане изменилось в VII-VIII веках, когда эти земли были завоеваны арабами и обращены в ислам. Если у огнепоклонников собака была священным животным, то у мусульман она считалась "грязным животным" - наджаса. Мусульманин может держать собаку во дворе, но ни в каком случае не пускать в дом. Если до него дотронется собака, нужно совершить полное омовение. Впрочем, для гончих, издревле обитавших в шатрах аравийских бедуинов, было сделано исключение - и до сих пор исламскими законоведами эти четвероногие аристократы официально "не считаются" собаками. Что же касается местных пастушеских собак - предков азиатов - то условия их содержания по-видимому после принятия ислама несколько ужесточились. Впрочем, зороастрийское прошлое не забылось. Например, в одной старинной туркменской легенде рассказывается о том, что после изгнания Адама из рая на грешную землю на него накинулись дикие звери, которых возглавляла огромная собака. Первый человек воззвал ко Всевышнему, и Аллах посоветовал ему погладить собаку (нечистое животное!). После этого она стала защищать Адама от остальных зверей. В средние века азиаты продолжали верой и правдой служить простым пастухам и охотникам. Но, как это часто бывает, прославились на страницах исторических хроник не эти труженики, а те их соплеменники, которые на службе у сильных мира сего вынуждены были заниматься довольно неприглядными делами. Например, правитель Хорезма Мухаммед, сильнейший из мусульманских владык XIII века, держал множество свирепых собак, которые охраняли его дворцы. Были у него и собаки-палачи. Осужденных на смерть людей сбрасывали внутрь специальной башни. Внизу с ними разделывались косматые псы-людоеды. Грозный хорезмшах определенно перестарался с устрашением подданных, и те не встали на защиту своего правителя, когда к границам Хорезма подошли полчища Чингисхана. На протяжении столетий режим содержания пастушеских собак и их стандарт практически не менялись. Впрочем, о стандарте можно говорить довольно условно - из глубины веков до нас дошли лишь самые общие требования к породе, сведенные в ритмизированные строки: сам большой; Рабочие качества собак поддерживались жесточайшим отбором в ходе народной селекции. Как в селениях, так и в отарах собаки содержались на свободе. Их кормили зачастую один раз в день, ограничивая рацион лепешкой, куском теста или мучной болтушкой. Нерегулярную добавку составляли отходы забоя скота, кроме того, собаки питались мышами, сусликами и другой живностью, в том числе и ядовитыми змеями. Туркменская овчарка, выросшая в свободном состоянии, отлично "берет" змей - хватает змею и резкими движениями ломает ей позвоночник. Подбора производителей не существовало - происходила вольная случка без вмешательства хозяев, при которой преимущество имели самые крупные и сильные кобели. Щенная сука рыла нору в песке, где и выращивала выводок. Из 4-12 щенят пастухи оставляли только часть приплода, отбирая самых крупноголовых и активных щенков. При выборе учитывали прежде всего бойцовские качества - щенка трясли, пытались испугать. Скулящих и малоподвижных выбраковывали, ценилась агрессивность и неустрашимость. Сучки большей частью уничтожались. Из трех-четырех оставленных кобельков лишь малая часть доживала до взрослого возраста (алабай взрослеет медленно - 3-4 года). Уникальность среднеазиатской овчарки в том, что человек в ее воспитании совершенно не принимает участия, он лишь бросает ей корм и разрешает находиться поблизости от себя. Процесс воспитания и дрессировки маленький алабай проходит "в семье" - всему необходимому учит его мать, позже - старшие товарищи, которым он подражает. Результаты такого воспитания удивительны - самостоятельность, ум и чувство собственного достоинства этих собак кажутся невероятными. Само собой, все эти качества в полной мере могут проявиться лишь у собак аборигенного разведения, прошедших весь цикл взросления в нелегких условиях пастушеской жизни. Сейчас, по рассказам старых пастухов, даже в районах исконного разведения трудно достать настоящую собаку-чапани. Интересно описание того, как должны работать хорошие пастушьи собаки. Если одна из них почуяла приближение волков, она издает особый боевой клич - лай, переходящий в хриплый вой. На этот призыв, разносящийся далеко по округе, сбегаются не только собаки подвергшейся нападению отары, но и собаки соседних отар. Профессор В. М. Массон записал рассказ о знаменитом псе, одного голоса которого волки боялись, как огня: "Он уже старый был, его возили на верблюде, ему надо было только дать голос, и уже все хищники знали, кто приехал". Кроме того, азиат-пастух способен самостоятельно решить массу сложных проблем - охрана стада от чужаков, оптимизация водопоя, поиск отбившихся животных и т.д. Его характер так же сложен, как и выполняемая им работа. Он покладист, но независим. Его можно назвать злобным, но при общении с ним это незаметно, поскольку он очень выдержан. У азиата мгновенная реакция: мирно дремлющая собака через мгновение готова к бою. В силу сурового резко континентального климата алабай - очень экономная собака: она почти не лает, в дневную жару лежит в тени, кажется ленивой и неопасной. В большинстве собаки имеют обрезанные уши и хвосты. Чабаны дают этому самые разные объяснения: уши режут, чтобы овцы не путали собак с волком; собака с обрезанными ушами лучше слышит; хвост обрезают для того, чтобы собака была злее. Судя по всему, этот обычай уходит корнями в незапамятное прошлое, и первоначальный смысл его утерян. Никаких писанных родословных этих собак традиционно не велось, но кое-где линии поддерживались и определялись способностью собаки брать волка. По внешности такие "кровные" псы обычно не отличались от обычных, но овцеводы отлично помнили их линии. Поддерживались также линии знаменитых бойцовых собак. Советский период среднеазиатской истории оказал противоречивое влияние на популяцию местных собак. С одной стороны, хозяйственное развитие края сократило ее. С другой - на азиата обратили внимание профессиональные собаководы, началось выделение кровных линий, алабай вышел на мировую арену. В период гражданской войны поголовье алабая сократилось. Лучший племенной скот уходил за границу - в Иран, Афганистан и другие страны. Вместе с отарами уходили и лучшие волкодавы. Развитие служебного собаководства в СССР заставило заводчиков обратить внимание на аборигенные породы. В каталогах выставок служебных собак единичные экземпляры туркменских овчарок встречаются с 1930 г. Происхождение почти всех собак указывалось как неизвестное. Собаки породы среднеазиатская овчарка не отличались хорошим экстерьером, но показывали превосходные служебные качества. В последующие годы количество среднеазиатских овчарок на выставках продолжало оставаться незначительным. Лишь с 1958 г. собаки этой породы начинают систематически появляться на выставках, в том числе на всесоюзных и зарубежных. Но это, как правило, были собаки из питомников Москвы, Ленинграда и Перми. Одновременно на родине породы складывалось тяжелое положение, связанное как с уничтожением частного скотоводства, так и с систематическим отстрелом собак на шкуры. Согласно сведениям А. П. Мазовера, к 1938 году "почти все собаки г. Теджена и прилегающих к нему аулов и колхозов перестреляны союзпушниновскими "охотниками". Хорошие собаки сохранились лишь в отдаленных аулах". Позже в среднеазиатские республики стало приезжать европейское население, которое везло с собой немало собак, в основном дворняжек. Метизация и новые заболевания, против которых они не имели иммунитета, выкосили аборигенных собак оседлого содержания. Ареал популяции высокопородных местных собак сократился, сдвинувшись к малонаселенным, пустынным или горным районам, где сохранялось традиционное отгонное овцеводство. Сейчас, с одной стороны, процесс метизации азиата усилился, традиции народной селекции уходят в прошлое. Количество породистых собак в аборигенных районах резко сократилось. С другой - парад суверенитетов молодых среднеазиатских государств способствует созданию нескольких "национальных" пород, к которым может свестись все неповторимое своеобразие обширной породной группы. Другими словами, собака народной селекции постепенно превращается в заводскую - нечего и говорить, что это в перспективе может уничтожить ее уникальные качества, выработанные именно в ходе неповторимых условий существования породной группы. Было бы хорошо, если бы породная группа сохранилась в местах традиционного разведения во всем своем разнообразии. Другое дело, что на ее основе в отдельных странах, за счет заводского разведения создаются новые породы. В Туркменистане такой породой в первую очередь станет городская бойцовая собака (которая к настоящему времени и представляет "официальное" лицо всей породной группы). Собака с высокой степенью выживаемости оказалась наиболее удобной и приспособленной к российским условиям. И хотя созданный стандарт породы слишком размыт и туманен для заводского разведения, в России на базе среднеазиатских овчарок уже оформляется новая порода. Сохранять её пастушьи навыки сегодня никому не придёт в голову. В силу других климатических, природных и экономических условий собаки, вывезенные из Ср.Азии нашли для себя в России другое применене. Это, естественно, изменит их облик и характер. Порода утяжилится и укрупнится в своей массе, будут более выраженные охранные качества не к хищникам, а к человеку. Ускорению расхождений этой ветви с аборигенной популяцией будет способствовать и ужесточение условий вывоза новых алабаев из Туркмении, где они объявлены национальным достоянием. |