назад | Среднеазиатские овчарки: не чувствуют боли, едят узбекские лепешки |
Фергана.Ру |
06:12 27.07.2006
|
Азиаты любят лепешки. Аромат горячего хлеба,
хруст поджаристой корочки, когда ее ломают руками, запах зерен
кунжута на румяной "серединке". Испеченный в тандыре хлеб в
виде лепешки - один из символов родины для жителей Средней
Азии. У кого-то он ассоциируется с родным домом, с образом
матери, у кого-то - с достатком. Но, говоря "азиаты", в данном
случае я не имею в виду людей. Речь пойдет о среднеазиатской
овчарке - уникальной породе собак, возникшей и культивируемой
в этом регионе.
Эти гигантские собаки, известные с
глубокой древности, были прародителями английских догов,
швейцарских сенбернаров и испанских мастифов. В Европу они
попали из гор и пустынь Срединной Азии во время Великого
переселения народов. Однако другие овчарки - колли, а также
немецкие или восточноевропейские, - никакого отношения к
азиатам не имеют.
Различают среди азиатов "казаха" -
степняка, "алапара-киргиза" - горца и "алабая-туркмена" - пса
жгучих пустынь.
Благодаря необычной форме пасти азиат
всегда выглядит улыбающимся. Умеет хохотать от души,
сотрясаясь всем телом и порыкивая, словно говоря: "Ну, хозяин,
ну ты даешь!". Смышленый настолько, что не нуждается в
механической дрессуре, как, например, немецкая овчарка. Умеет
смотреть в направлении указующей руки человека даже тогда,
когда кто-то показывает на объект за его спиной. Понимает
команды "заверни за угол", "не выглядывай", "обойди дерево
справа, слева".
Этому не научишь, дрессируя. С азиатом
надо вместе жить. Как с ребенком. Его надо вплести в ткань
семьи, где по своему выбору или по настоянию хозяина он займет
собственную нишу. С ним надо разговаривать вслух, без
раздражения и гнева, рассудительно, терпеливо объясняя ему
одно и то же понятие, как смышленому трех-четырехлетнему
ребенку.
Азиат не изнежен: с восторгом валяется на
снегу, обожает купаться в ледяных горных речках, пасет стада
на открытом солнце при температуре в шестьдесят градусов.
Находясь на привязи, на скулеж и вымаливание свободы время
терять не станет, а будет часами спать, изредка реагируя на
чужих. А кто такие "чужие" - он решит сам. Азиат не утомляет
зряшным лаем, реагируя на любой шум, например, на соседскую
кошку.
Внешне это громадный лохматый, флегматичный
"тепса-тебранмас" (в переводе с узбекского - "невозмутимый").
Даже на чувствительные толчки в бок он отреагирует лишь
длинным зевком и укоризненным взглядом: "Хозяин, ты же всегда
перешагиваешь через меня, так пусть и гости то же сделают".
Затем, медленно потягиваясь, сделает пару шагов, с грохотом
свалится наземь и продолжит спать дальше.
Но когда
понадобится его защита, азиат мгновенно встанет, а точнее -
воздвигнется, широко расставив и напружинив все четыре лапы,
обнажив жуткие клыки, ощетинится и застынет скалой. При этом
откуда-то из глубины всего его существа станет волнами
накатываться рык такой мощи, что просто мурашки по спине
поползут.
Биться с врагом азиат будет насмерть, в
полном смысле этого слова. В бою он не чувствует боли, не
устает, а своей огромной пастью даже может перекусить
щиколотку коню. Что, кстати, запечатлено и на восточных
миниатюрах. На этих старинных изображениях можно увидеть, как
собаки этой породы цапают коней на всем скаку за щиколотки,
или запрыгивают на лошадиный круп, выбивая при этом из седла
всадника и не обращая внимания на удары его копья. Бойцовские
качества азиата выражены в другом, аборигенном названии породы
- "бурибасар", что значит "убийца волка". Между прочим, в
жутких собачьих боях, ставших модными в Узбекистане в
последнее время, победителями становятся чаще всего именно
"добродушные" азиаты.
Однажды в горах я видела, как,
запрыгивая на спины мирно пасущихся ослов, развлекались
годовалые щенки. Им удавалось проехать верхом на ослах метров
сто-двести, "хохоча" во всю пасть и "делясь ощущениями" с
другими щенками.
Между тем, азиат в общем очень
добродушен по отношению к другим собакам, сразу лезет
знакомиться и играть. Со стороны это выглядит так, будто он
хочет разорвать собаку на части, а потом предлагает догнать
его самого. Однако азиат благосклонен не ко всем породам: с
доберманами и немецкими овчарками часто затевает настоящие
драки. Может, потому, что они очень похожи на волков? Когда
завязывается бой с азиатами, другие овчарки пасуют в самом
начале. Тяжело приходится и доберману: это не такой пес, чтобы
отступить, да только скорость реакции намного уступает
резвости азиатского "увальня", да и тонкая шкура добермана
легко рвется от азиатских клыков.
Кстати, о пасти.
Азиат использует ее не только для приема пищи. Пасть - его
"рука", которой он старается "пожать" руку хозяина,
"потрогать" вещи, которые он принес, водить за повод лошадей.
Он и бьет мордой - то легко, то очень чувствительно, но, не
оставляя следов. Хозяевам с самого рождения азиата приходится
прилагать усилия, чтобы отучить его пользоваться этой "рукой".
И хотя он приучается не дотрагиваться пастью до предмета, тем
не менее, обязательно покрутит пастью в воздухе вокруг
него.
Удивительно, но азиат умеет "мыться" как кошка.
Пролазав по грязи, вымазав морду по самые уши, азиат ложится в
тенечек и начинает тщательно вылизываться. Даже морду лапой
моет, как кошка! На это у него уходит целый час, но после этой
процедуры он снова становится чистым.
Взрослеет азиат
целых два года. И все это время он бегает по двору будто слон
или медведь: валит и крушит все, что попадается на его пути.
Хотя, благодаря своей смышлености, уже к возрасту сорока пяти
дней азиат приучается не трогать хозяйские вещи, и это
единственная порода собак, представители которой не грызут
обувь или мебель.
Все два года он постоянно пробует
себя в качестве бойца и охотника - гоняется и грызет все, что
летает, ползает, ходит, скачет. А также примеряет на себя роли
грозного охранника и няньки. Любит, когда по нему ползают
двух-трехлетние человеческие "щенки", но не пытается играть с
ними. А детей постарше провоцирует на беготню и
борьбу.
Во время игры даже самый маленький азиат может
сбить с ног. Если же совсем разбуянится, не стоит лупить его
по телу кулаком или палкой: такое постукивание он воспримет
как приглашение к дальнейшей игре, но более жесткой. Решит,
что теперь и ему можно бить своей тяжеленной
головой.
Повзрослев, азиат остается веселым и игривым.
В переходные возрастные периоды ведет себя как человеческий
подросток: обижается, огрызается, отстаивает свою свободу,
самостоятельность. А когда его наказывают, искренне страдает
от вселенского одиночества.
Свою "семью" азиат делит на
"хозяина"-вожака, "маму", "папу" и всех остальных "щенков",
равных ему по иерархии. К "маме" относится с особенной
любовью, с ней позволит себе и покапризничать, и пожаловаться
на других. Разрешит себе не слушаться, но потом просит
прощения. С "хозяином" же не позволит себе ни капли
фамильярности. Играет осторожно, соблюдая субординацию. С
"папой" ласкается и играет от души, а "щенка" может и с ног
сбить, даже если этому "щенку" уже за шестьдесят.
И
любит, любит лепешки. Это заметно уже к двадцатому-тридцатому
дню жизни. Малыш меньше кошки, ничего еще не видит полуслепыми
глазками, ничего не может есть, только маму сосет, но от
запаха горячей лепешки его начинает трясти, и он встает,
шатаясь, на слабые лапки и уходит за лепешкой далеко от мамы.
Щенок или подросток будет прыгать, порыкивая от нетерпения,
когда мимо будут проносить ароматные лепешки, и если он не
получит ни кусочка, может сильно обидеться. А если дать ему
лепешку, он бережно возьмет ее пастью, благодарно вильнет
хвостом и торопливо отправится на "место", где ляжет,
аккуратно зажмет лепешку между передними лапами и начнет не
спеша смаковать. И в это время бесполезно пытаться изобразить,
что нужна его помощь, что кто-то проник во двор. Обратив свою
смышленую морду к вам и указывая взглядом на свою драгоценную
лепешку, он всем своим видом скажет: "Худжаин, разве ты не
видишь? Я кю-у-щаю!"
Азиат никогда не жадничает, не
рычит над миской. Из его пасти можно забрать и кусок мяса, и
чудную мозговую косточку, но только не лепешку!
В
горах, в турпоходе азиата очень легко прокормить. Он
практически всеяден. Можно присесть на корточки на полянке с
лечебной травой и дать ему пожевать мяту или подорожник. Пес
самым смешным образом будет хватать траву пастью, рвать и
есть. И сам наестся, и хозяина угостит. Обязательно покажет,
где что съедобно. Ест все овощи, фрукты и бахчевые, какие
найдутся. Его можно неделями держать на такой
диете.
Мясо добудет себе сам: ящерицы, кузнечики,
лягушки. Еще и с "семьей" поделится. Причем лягушку
обязательно девушке в руку сунет, а потом долго будет хохотать
над ее визгом и делиться впечатлениями с
хозяином.
Кстати, азиата с детства надо приучать, какая
живность есть еда, а какая - друг или хозяйская вещь.
Например, кошка - друг детства, а куры - хозяйская
вещь.
Инстинкт пастуха в азиате заложен природой и
просыпается сам. Даже в условиях городской квартиры. Он может
"загонять" стул в "загон", который ему укажет хозяйка. Но в
пасти ничего долго нести не будет. Только столько, сколько ему
самому надо.
В горах у чабанов (пастухов) и в пустынях
азиаты живут в жесткой стайной иерархии. Вожак-самец сам отару
не пасет, а наблюдает за тем, как это делает "коллектив", с
какой-нибудь высокой точки, а потом "показывает", как надо
правильно пасти и затевает "разбор полетов". Если слишком
увлекается, вмешиваются самочки, даже молодые, и наступает мир
и покой. Вожак всю жизнь чтит свою маму. Поэтому в стае
все-таки руководят самки.
***
Об азиатах сложено
огромное количество легенд и рассказов. Вот одна
история.
Однажды киргизский чабан вместе со своим сыном
пас колхозные отары овец на высокогорных пастбищах в ущельях
Алайской долины. Дело было у подножья пика Ленина. Как-то
отца-пастуха пригласили на ужин, и мальчик остался с отарой
овец один. Овцы разбрелись по альпийским лугам, а азиаты
наблюдали за ними, стоя на "ключевых постах" - высотных точках
местности: огромных валунах, кусках скал.
К вечеру, как
положено, алапары, сбив отару в большую кучу, повели овец вниз
по ущелью. И тут мальчик поскользнулся и вывихнул ногу, а
конь, испугавшись чего-то, ускакал. Один пес подбежал к
мальчику, обнюхал и помчался вниз по склону вдогон
отаре.
Начал падать снег. Малыш остался один. Он плакал
от боли и страха и ругал глупых собак. Вот и пришел его конец,
- думал он. Сейчас стемнеет, и его съедят волки, или он
насмерть замерзнет под снегом. Мальчик даже заснул, устав от
слез.
Проснулся малыш от перестука конских копыт. Коня
гнали две отарные собаки, а две других "пасли" волка, не
подпуская его к мальчику и к коню, но и не вступая в бой.
Конь, чувствуя запах волка, все время порывался ускакать
прочь, но удары пастью по щиколоткам заставляли его двигаться
по направлению к мальчику. Подведя коня к мальчику, собаки
сами (!) догадались, что ребенок не сможет взобраться на него
самостоятельно, и подвели коня к большому валуну. Мальчик
приковылял к каменной глыбе и уже с нее забрался в седло. Один
пес взял повод в свою пасть и повел коня, а другие собаки
продолжали отпугивать волков, снова и снова появлявшихся из
скал, как тени.
Поздно ночью, добравшись до
разбросанных по склону палаток, малыш понял, почему никто не
заметил его отсутствия: все взрослые были пьяны по случаю
прибытия "гостей" - инженеров, геологов и альпинистов. Оставив
ребенка рядом с женщинами, собаки "посовещались" с волкодавами
из других отар и ушли "разбираться" с волками.
Следует
особо отметить, что среднеазиатские овчарки никогда не
становятся людоедами: даже если они голодают, заболевают
бешенством или бьются с другим человеком, защищая хозяина, они
никогда не загрызут человека насмерть.
И больше всего
азиаты любят узбекские лепешки.
Фергана.Ру, Дильдор
Курбанова (Ташкент), 21.07.2006
|