БелАз Белые Азиаты Прибайкалья 
назадРыцари песков Зоо Price

Кирилл Рец

Залитая ярким среднеазиатским солнцем вытоптанная площадка окружена зрителями. Самые любопытные и азартные сидят на корточках по кругу, прочие наблюдают чуть издали, укрывшись от палящих лучей под листвой тополей и платанов.

Зоо Price

На площадке - два огромных косматых пса. Некоторое время они молча наблюдают друг за другом, затем, по-прежнему не издавая ни единого звука, начинают сходиться - медленно, но уверенно. Открытые пасти, угрожающие позы - бросок, и вот они превратились в один пестрый клубок, вертящийся посреди площадки, взметая в воздух тучи пыли. Хватают противника за горло, стараются сбить на землю, уходят от захватов, как профессиональные борцы. И все это - молча, не слышно ни визга, ни рычания, которые обычно сопровождают собачьи драки. Вдруг одна из собак коротко скулит - и тут же все кончается. Победитель отпускает побежденного и теряет к нему всякий интерес, тот не стремится ни убежать, ни взять реванш. Судья засчитывает победу, хозяева забирают своих животных, зрители оживляются, а невдалеке под платанами из рук в руки переходят проигранные ставки.

Такую картину можно увидеть сегодня в Ашгабаде и в других городах и кишлаках Туркмении. Собачьи бои... У большинства любителей домашних животных это словосочетание вызывает исключительно негативную реакцию. Натравливание животных друг на друга с целью развлечения и наживы - разве можно сказать что-либо в защиту подобного варварства? Все это верно, но... В только что описанной сцене отсутствуют многие элементы, знакомые по широко распространенным описаниям собачьих боев. Нет огороженной металлической сеткой арены или тесного загона-пита, где побежденный не может укрыться от соперника. Чудовищные зубы единоборцев, кажется, нисколько им не повредили, потерпевший поражение пес не пострадал, а победителя не пришлось силой оттаскивать от него. Собаки сами начали поединок и сами закончили его, руководствуясь собственными правилами и представлениями о том, что можно и чего нельзя.

Акгуш
Легендарный Акгуш, трехкратный Чемпион Туркмении

Чтобы понять причину этих отличий, необходимо кратко коснуться истории собачьих боев. И тут мы видим две совершенно независимые традиции, которые условно можно назвать европейской и среднеазиатской. В Европе собачьи бои впервые появились в Англии. Современники Шекспира практиковали такое жестокое развлечение, как публичная травля охотничьими собаками крупных животных - медведей и быков. Позже тренированных для подобной "забавы" псов начали стравливать между собой, и постепенно на их основе были выведены такие породы, как бультерьер и стаффордширский терьер. Одно из первых упоминаний о бультерьере в XIX веке встречается в книге сэра Эдмунда Лэнгли "Мастер дичи", где он описывает упрямую, агрессивную собаку, с мощными челюстями, использовавшуюся для травли быков и для боевых поединков. Уже в то время были разработаны правила, служившие для предотвращения мошенничеств, сопровождавших бои. Перед началом боя бультерьеров взвешивали, в схватке должны были участвовать собаки одной весовой категории. Чтобы исключить возможность втирания в шерсть яда, перца и тому подобного, бойцов облизывала специально для этого предназначенная собака. Через середину площадки проводилась черта, проигравшей считалась собака, которая больше не могла перейти эту линию. Бой был разделен на раунды, но их протяженность и количество не были определена заранее, бои иногда длились по несколько часов. Никакие позы покорности или другие виды отказа от боя у этой породы не практиковались - разъяренного бультерьера могла остановить только смерть или чрезвычайное изнеможение. Надо отметить, что серьезные травмы были относительно редкими - сказывалась ловкость и тренированность собак, крепость их шкуры и мускулов. Но часто побежденный (а иногда и победитель) погибал из-за чудовищного физического напряжения, выводившего из строя нервную систему, кровообращение и органы дыхания.

Сравнительно недавно, когда была выведена и "усовершенствована" порода питбультерьер, бультерьеры перестали быть боевой собакой номер один - их больше не выставляют против питбулей. У этих последних отказ от боя может быть связан только со смертью или с серьезными травмами.

Англия стала первой страной, где появились общества защиты животных. Запрет боев заставил организаторов этого доходного бизнеса уйти в подполье. Они стали использовать небольших собак для боев на малых пространствах, например, в окраинных трактирах. Появилась такая разновидность "собачьего спорта", как травля крыс.

Сейчас почти во всех цивилизованных странах собачьи бои запрещены, их организация признана уголовным преступлением. В Калифорнии, например, одно только присутствие на таких схватках влечет за собой судебную ответственность. Легально бои проводятся в некоторых странах Южной Америки, в Мексике, в бывшей Югославии.

Если официально поединки можно запретить, то искоренить их очень трудно. Собачьи бои перешли в подполье, но до сих пор не прекращаются попытки оправдать их существование, так же как и существование пород, выведенных специально для такого рода поединков.

Гоплан из Кушки
Гоплан из Кушки

Иногда можно услышать, что питбули и бультерьеры вовсе не являются монстрами, их агрессия не бывает спонтанной и укладывается в рамки социального поведения - просто у нее очень низкий порог срабатывания, а высокий уровень возбуждения во время драки, когда механизм агрессивного поведения уже запущен, позволяет им не замечать умиротворяющих реакций соперника. Что ж, такая подмена одних понятий другими ничего не меняет по существу.

Также в защиту собачьих боев "европейского" образца порой говорится, что без них невозможно поддержание базовых качеств некоторых пород собак, которые таким образом должны проходить "тестовые испытания". Эта поистине иезуитская точка зрения образует замкнутый круг - для того чтобы поддерживать на должном уровне качества породы, специально выведенной для боев, нужно проводить бои. С точки зрения чистой логики - безупречная цепочка, но возникает вопрос: а зачем все это вообще нужно?

За ответом далеко ходить не нужно. Спортивный азарт - одна из тех человеческих страстей, на которых можно заработать. В последнее время во многих крупных российских городах созданы разного рода ассоциации, задача которых - организация и проведение собачьих боев на профессиональном уровне и, прежде всего, легализация этого бизнеса. Руководители такого рода организаций мечтают превратить страны СНГ в мировые центры этого прибыльного вида спорта.

В странах СНГ спортивные собачьи бои стали проводиться с 1987-1988 годов. Вначале в них использовались отечественные породы - кавказские и среднеазиатские овчарки. Но их поведение казалось жаждущим острых ощущений зрителям "неспортивным" - собаки в любой момент могли отказаться от боя. Именно поэтому со временем "азиатов" и "кавказцев" заменили бультерьеры, которые держали пальму первенства с 1990 до 1993 года, когда начали появляться первые питбультерьеры. Вначале они с трудом могли соперничать с бультерьерами, но вскоре последние перестали быть конкурентами для питбулей, и они стали выставляться только между собой.

Чтобы избежать нежелательной огласки, даже разрешенные бои проводились без широкой рекламы, об этом знал только определенный круг людей. Поскольку в странах СНГ собачьи бои официально не зарегистрированы, проводились (и, насколько можно судить, проводятся) закрытые поединки, цель которых прежде всего - сделать ставки и получить деньги.

Однако чем же не устроили российских "любителей" собачьих боев среднеазиатские овчарки, или алабаи, или туркменские волкодавы - те самые псы, поединок которых был описан выше? Ведь у себя на родине, в Средней Азии, на севере Афганистана и Ирана, эти собаки признаны бойцовой породой, а бои с их участием проводятся на протяжении нескольких столетий и имеют тщательно разработанные правила. В странах Средней Азии - Таджикистане, Туркменистане - такой турнир - обязательный атрибут любого праздника. Дело в том, что у алабаев состязания носят скорее ритуальный характер. Техника турнирных боев кобелей алабаев коренным образом отличается от техники драки без правил или по другим правилам - как стайной, так и с волками.

Кара Келле
Кара Келле, трехкратный Чемпион Туркменистана (вл. А. Нурьягдыев), Ашгабад

Дилетанту, который присутствует на таких боях, часто бывает непонятно, что происходит на ринге. Например, собаки начинают схватку, и вдруг одна из них демонстрирует нежелание продолжать бой - поворачивается к противнику боком, подставляет ему плечо. Рефери останавливает поединок и присуждает победу именно этой собаке. По мнению непосвященного зрителя, победу присудили проигравшему, но дело в том, что туркменский волкодав никогда не будет работать с противником, который сдался. Значит, его соперник либо подал голос, либо показал "волчий оскал", тем самым признав свое поражение. Волкодавы четко понимают разницу между противником и врагом.

Механизм возникновения такого турнирного поведения до конца непонятен, ясно только одно - его выработали и поддерживают сами собаки, а люди только наблюдают за боями, оценив красоту и благородство этого зрелища. В этом и состоит коренное отличие среднеазиатской традиции от европейской, где человек определяет правила, весьма далекие от понятий спортивного поведения, и специально выводит породы, максимально пригодные для соблюдения таких правил. Алабай развивался как пастушеская собака, и его бойцовские качества - не основная функция, а лишь один из элементов сложного социального поведения этой умной и дисциплинированной собаки. Нельзя сравнивать традиционные поединки алабаев с боями в питах; неправилен и взгляд на эти поединки как на забаву восточных богачей. Издревле пастушьи собаки, которых содержали при крупной отаре по несколько штук, в коротких силовых поединках решали проблему лидерства в группе. Когда стада сходились у водопоев, такие бои могли происходить между лидерами разных групп - но также с соблюдением неписаных норм товарищества, поскольку все собаки округи, как правило, знали друг друга и соединяли усилия своих групп для борьбы с волками и другими хищниками.

Затем заметившие эту особенность поведения люди стали сами сводить лучших бойцов - на тех же водопоях, на деревенских праздниках, во время крупных ярмарок, куда пастухи пригоняли на продажу скот. С пастбищ и из кишлаков это зрелище попало и в города, где его по достоинству оценил охочий до развлечений люд.

До сих пор многие отличные бойцы, в том числе и чемпионы - это собаки чабанов, специально не тренированные для поединков.

Некоторые исследователи предполагают, что алабаи унаследовали свой "боевой кодекс" от диких предков, возможно - от волков, с которыми они могли скрещиваться. Такая метизация - вопрос спорный, одни авторы начисто отрицают ее возможность, другие, наоборот, констатируют наличие помесей различной генерации и даже не исключают мысли, что некоторые черты среднеазиатских овчарок, в частности четкое соблюдение этологических ограничений в турнирных драках, объясняются притоком волчьей крови.

Против этого можно возразить, что известные на сегодняшний день помеси с волками уступают чистокровным алабаям по самым разным параметрам и не годятся для поединков с ними. В психологическом плане им не хватает выдержки - они демонстрируют повышенную осторожность, перемежающуюся со вспышками слабо контролируемой агрессивности. Во время схватки они скалятся и бьют зубами, что непозволительно для алабая (для него это - знак проигрыша либо показатель того, что схватка ведется не с равным противником, а с врагом). Проигрывают они и по физическим данным - у волка, по сравнению с туркменским волкодавом, слабая поясница, и когда соперники встают в свечку, волк заваливается навзничь. У алабая толстая, непробиваемая шкура, и это качество также часто теряется при метизации.

Бой в Ашгабаде
Бой в Ашгабаде. Гарахан дерется с Хан-Гапланом

"Турнирное" поведение алабаев имеет мало общего с кодексом волков - прежде всего, последний не настолько строгий. Волки воздерживаются от серьезных, травмоопасных драк лишь в пределах своей стаи, при условии уже утвердившейся иерархии и достаточного количества пищи. При вторжении чужака хозяева атакуют его безо всяких ограничений, и если пришелец не убежит, его могут убить. Взаимные серьезные конфликты учащаются при плохих условиях жизни. Известны случаи убийства стаей вожака, получившего серьезную травму. Настоящие, неритуализованные драки внутри группы возникают при борьбе за освободившуюся вакансию вожака, а также при встрече стай на пограничной территории. Все это совершенно нехарактерно для алабаев.

Столь же непохоже поведение алабаев, как уже отмечалось выше, и на поведение западных бойцовских пород. Если питбультерьер постоянно сопровождает поединок звуковыми сигналами, то для волкодава это сигнал к окончанию боя. Поединок между этими собаками обычно выглядит так: яростная атака, алабай переворачивает более легкого соперника, и когда тот лежит на спине, волкодав его отпускает. Но питбуль вскакивает и продолжает поединок. Не обученный специально работе с питбулями волкодав вообще не видит смысла в продолжении такой борьбы и ищет способ прекратить ее тем или иным "неспортивным" способом.

Остается предположить, что бои алабаев и их высокая ритуализованность вызваны уникальным сочетанием факторов, обусловивших само возникновение этой породной группы пастушеских собак. Алабая нельзя назвать ни вполне домашним животным, ни, естественно, диким. С одной стороны, человек играет для них роль безусловного лидера, с другой - весь жизненный цикл алабаев проходит в природе.

К этому добавляется нелегкий труд - пастьба и охрана скота, основная задача, которой подчинено все существование среднеазиатских овчарок. Безусловная боеспособность, агрессивность по отношению к любому сопернику (основные качества, по которым производится отбор) сочетаются с высоким уровнем интеллекта и самодисциплины. Всех наблюдателей удивляет послушность собак, которые работают при отарах - чабан может окриком остановить дерущихся псов. Но и такие драки можно наблюдать крайне редко - постоянная работа не оставляют для них времени. Нужно отметить, что чабаны специально не регулируют отношения в стае, и собакам приходится самим устанавливать их, но не в ущерб сотрудничеству.

Алабаи - собаки "естественного воспитания", традиционно они не подвергались дрессировке и тренингу. Все основные навыки, в том числе и боевые, они получают от сородичей. Мать - это первый учитель щенков, поэтому важно, чтобы они подольше находились вместе с ней. Например, существует описание того, как сука Кара-Гулпок, дочь чемпиона боев 1980-1987 гг. Акгуша, учила драться своего щенка. Эта огромная собака при нападении на нее двухмесячного отпрыска падала на спину, вытянув вверх лапы и подставляя шею.

Интересна в этом смысле судьба одного из старейших чемпионов Туркмении - Кара-Келле. Происхождение его неизвестно, скорее всего, он происходит из среды безмеинских собак (Безмеин - небольшой населенный пункт, расположенный примерно в 40 км к западу от Ашгабада). Бегая по улицам, он обратил на себя внимание известного организатора боев Амансахата Нурьягдыева тем, что из всех поединков за течную суку всегда выходил победителем (свободная вязка - еще один стимул для поединков среди туркменских волкодавов). Выставленный на ринг, Кара-Келле трижды становился чемпионом Туркмении (порой пишут, что он был чемпионом восемь раз).

Гарахан
Гарахан

Итак, "бойцовские" качества азиатов - вовсе не их основная функция; это лишь одна из особенностей сложного и разнообразного поведения этой интереснейшей собаки. Она неразрывно связана со всем образом ее жизни, с нелегкой долей охранника стад в пустынной или горной местности, изобилующей хищниками.

Имеют ли право на существование собачьи бои "восточного", среднеазиатского образца, когда на ринге сходятся не две груды тренированных мускулов, запрограммированные на победу любой ценой, а уважающие друг друга соперники? Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять, насколько сейчас в среднеазиатских республиках соблюдаются вековые нормы таких поединков.

Отсчет современной истории собачьих боев в Туркмении (которые там традиционно заменяют соревнования по экстерьеру) ведется с начала 80-х годов прошлого века. В 1980-1987 гг. чемпионом в боях был Кара-Келле (владелец А. Нурягдыев), в 1988 г. - Ак-Аи (Белый Медведь). С 1989 г. чемпионом стал Акгуш (А. Нурягдыев). Правила этих боев официально не утверждены, но в основном они соблюдаются владельцами животных. Соревнования обычно судит человек, пользующийся непререкаемым уважением. Во время боя владельцы находятся в непосредственной близости от дерущихся собак и все время подбадривают их возгласами. Любые ругательства возле ринга, так же как и призывы наподобие "убей", "покалечь", влекут за собой мгновенную дисквалификацию собаки данного владельца. Разрешается подбадривать питомцев возгласами "работай" и "чужой".

Собака-победитель определяется по поведению, драка может быть прекращена на любом этапе, если одна из собак признала свое поражение. Бой мгновенно прекращается, если собака показала зубы или подала голос. Кроме того, поединок может быть остановлен в любую секунду по желанию любого владельца, если он видит, что его собака явно проигрывает или устала, но продолжает сражаться. Судья может предложить владельцам дерущихся собак согласиться на ничью.

Тренером собаки является сам владелец. Собаки, привезенные из отар, участвуют в боях после прохождения акклиматизации, приблизительно через месяц. Подготовка собаки к борьбе требует большой, продуманной работы. Разработан специальный рацион кормления. Собаке делают массаж. После боя для снятия напряжения ее прогуливают и купают. На профессиональных турнирах всегда присутствуют квалифицированные ветеринары. Серьезные травмы здесь редки, это скорее дело случая, от которого не застрахован ни один спортсмен. Бывает, что собаки ломают зубы при специфической хватке "морда в морду", получают вывихи лап, повреждения связок.

Побеждают собаки, обладающие не только физической силой, но и качествами бойца. В боях выявляются наиболее сильные, ловкие, обладающие техникой борьбы собаки, но бои не определяют поведения этих собак по отношению к хищникам.

Туркмены отстаивают право проведения боев собак, считая их национальной традицией, позволяющей проводить отбор наиболее сильных и правильно сложенных животных. Бои собак стали проводить и в соседних с Туркменией республиках Средней Азии.

Елбарс
Елбарс внук Чемпиона Туркмении Ак-Екемена

Благодаря боевым рингам, которые устраивались в разных городах Туркменистана, образовались и сохранились старые кровные линии, которые стремились разводить в чистоте. В каждом регионе местные жители хорошо знают своих чемпионов; иногда за сотни километров к ним привозили сук, потомство таких псов особенно ценилось.

Однако сейчас, с ростом популярности этих соревнований порой можно наблюдать совершенно противоположную картину. Увеличение известности чемпионов - порой в общенациональном масштабе - и связанных с этим прибылей, как реальных, так и потенциальных, постепенно подменяет спортивный дух соревнований жаждой наживы.

Лучшие аборигенные собаки скупаются (и даже выкрадываются) для боев. Владельцы известных бойцов-победителей, во избежание появления конкурентов, ограничивают или вообще запрещают использование своих собак в разведении, что отнимает от племенной работы многих перспективных производителей. Селекция, проводимая исключительно по бойцовским качествам, неизбежно ведет к деградации породы. Еще более серьезную опасность представляют случаи разведения для этих целей гетерозисных собак, обладающих большей массой тела и силой, для чего туркменских алабаев метизируют с немецкими догами, кавказскими овчарками и другими породами.

Не стоит и говорить, что профессиональные бойцы, как правило, отстраняются от работы в отаре. Таким образом, порода (вернее, ее бойцовая ветвь), пусть медленно и непреднамеренно, эволюционирует в том же направлении, что и европейские бойцовые породы, и, надо думать, рано или поздно "рыцарский кодекс", заложенный в поведение предков-пастухов, может превратиться в свою противоположность. Избежать этого удастся лишь в том случае, если сохранится во всем ее разнообразии популяция чабанских собак, в нелегких условиях продолжающих помогать человеку и друг другу.

вверх
гл.сайта
© Copyright Sh Design Group, 2003
Hosted by uCoz