БелАз Белые Азиаты Прибайкалья 
Сила и благородство.
назад http://altyn-kumly.narod.ru/stragi.html

Cила и благородство – отличительные признаки туркменских собак – алабаев. Никто не знает, когда появились первые собаки на территории Туркменистана. Однако, точно известно (благодаря анализу костных останков с древних городищ), что в Туркменистане в эпоху бронзы разводили несколько пород собак.
На городище Анау ( в 5 км к востоку от Ашхабада) в нижних слоях новокаменного века обнаружены останки индийского волка, который по внешнему виду и строению черепа заметно отличался от других своих собратьев, и с которым специалисты связывают происхождение современной немецкой овчарки. В Старом Мерве ( Гяур – кала ) также было найдены фигурка охотничьей собаки. На поселения Средней Амударьи, которые относятся к раннесредневековому периоду, археологами обнаружены терракотовые фигурки пастушьих и охотничьих собак. Найденные при раскопках кости собак а Хорезме ХII – ХIY вв., в свою очередь, свидетельство о том, что местные собаки были разных типов и размеров – от шпицеподобных до некрупных овчарок.
Одной из древнейших местных пород считается пастушья собака, которую туркмены называли алабаем («пегий бай» - наиболее распространённая масть породы). Туркменская легенда, предсказания мне историком А.М. Аннанепесовым, гласит, что давние времена самок алабаев уводили высоко в горы и привязывали их там вместе с ягненком. На блеяние ягненка с гор спускался барс и, съедая его, сходился с самкой. Самые крупные алабаи, якобы, происходят от их потомков.
Примечательно, что еще Аристотель говорил о восточных собак, что они произошли от скрещивания собак с тигром. Позднее он сказал более абстрактно: “ … с каким-то диким зверем, сходным с собакой”.
Самое древнее изображение пастушьей собаки на территории Туркменистана дает терракотовая фигурка из Алтын – депе ( 2 тыс. до н. э.) с купированными ушами и хвостом. Археологи считают, что это не что иное, как изображение современного туркменского алабая.
Некоторые учения утверждают,что его предком является тибетский дог. В настоящее туркменский алабай – наиболее прямой и короткая его ветвь, не подвергшаяся влиянию других пород.
К породе догов изображение огромных собак на апрфянском ритоне из Нисы ( в 18 км от Ашхабада). Порода гиганских догов была широко распространена среди скотоводческих племен Средней Азии. Они высоко ценились на всем Древнем Востоке. “ Нисийский дог “ подобен тем псам из Гандхары ( область в Индии), которые были взяты Александром Македонским у царя Сопейфа. Сопейфовы собаки выпускались против львов и обладали мертвой хваткой. Вероятно, таких псов использовали в древнем погребальном обряде маздеистов – “ сагдид ” – взгляд собаки на умерающего. Специальные собаки применялись в качестве пожерателей трупов у массагетов. Позднее, у зороастрийцев Ирана и Туркменистана существовал особый культ собаки. По их воззрениям, большое несчастье грозило тому, кто обидел пса. Если человек увидел бездомную собаку, то он был обязан привести ее домой и накормить. Собака сама выбирала, оставаться ли ей в доме благодетеля или уходить. Предков алабаев в самые отдаленные времена вывозили а Переднюю Азию. Они были популярны в древней Ассирии, Урарту, а затем т Египете. Египетские и ассерийские рельефы дают их изображения, сходные со львами по размерам (как на ритоне из Нисы). На Востоке с помощью этих собак охотились на львов, тигров, буйволов, волков. Позднее они попадают в Древнюю Грецию и распространяются по всему Средиземноморью. В древнем Риме этих собак использовали в цирке, в кровавых представлениях. Именно от них, по нашим данным, произошли все породы догообразных. Многие из них далеко ушли от первоначального типа пастушьих собак Средней Азии. Известно, что гунны, предки туркмен, отнимали слепых щенков от сосков матери, и кормили их собственно ручно. Взрослая собака помнила своего кормильца и была предана только ему. Таких собак использовали только при охране стада, жилища, на военной службе и охраны. Бытует мнение, что туркмены не обращали внимание на выращивание своих помощников – собак. Однако при таком подходе невозможно было бы сохранить чистоту вида и облика предка –алабая из бронзового века. Массивная, широкая в черепной части голова с развитыми скулами, плоский лоб, тупая морда – вот те основные признаки, которые позволили сделать вывод о сохранении породы на протяжении тысячелетий. Известно, что туркмены не вели племенных книг и записей родословных собак, как и не делали этого и для своих знаменитых коней – ахалтекинцев. Но они все прекрасно знали все достойных представителей породы, отличившихся в схватках с крупными хищниками. Достаточно было назвать имя владельца и кличку собаки, и опытные пастухи могли не только рассказать родословную собаки, но и охарактеризовать её бойцовские качества и другие отличительные черты. Несколько раз в году туркмены проводили собачьи бои, где победитель объявлялся чемпионом породы. К такому кобелю привозили собак на случки даже из дальних районов. Родившихся собак уже на 7-ой день забирали из-под матери. Отбракованные щенки уничтожались. Оставшихся обязательно отрезали хвосты и уши, посыпая место ран золой. Этот обычай, имеющий древние корни, имел практическое значение. У собак удаляли наиболее уязвимые места, подвергающиеся ранению в схватках. Кроме того, срезанные уши раковин вели к улучшению слуха.
Мне самому довелось наблюдать в Каахкинском этрапе другой способ удаления хвоста и ушей у кобельков: трехдневным щенкам Чебаны ломали руками хрупкие хрящики ушей и хвостов. Сука зализывала раны своего детеныша, и они заживали через два дня. Месяцных щенков начинали учить разным командам. Основные из них звучали так : « хах » или «бас» 9 «дави» - спускали собау с привязи на добычу), « тап-тап » ( “ ищи-ищи ”), “ алып Бер ” или “ ап ер ” ( возьми и принеси ), “ кыв – хай – хай ” ( побуждая собаку кинуться на волка или барса ), “ йет – е – бас ” ( “ догони и прижми ” ), “ ха – кюш - кюш” ( “ убей ” ).
Щенят приучали только к командам хозяина и с детства натаскивали на волка, стравливали с волчатами. Такие собаки не боялись запаха крупных хищников и усваивали их повадки в схватках. Настоящие щенки алабаев не боятся взрослых собак и никогда не поджимают хвост от трусости. Алабаи отличаются от других пород собак Азии, и его и его неправомерно называли ни среднеазиатской овчаркой, ни даже туркменской овчаркой. Во-первых, тип алабая встречается только в Туркмении и не соответствует другим среднеазиатским породам. Во-вторых, алабай не только участвовали в выпасе отар овец, т.е. является овчаркой, но и активно противостоит хищникам. В некоторых районов его используют именно для охраны стада. Скорее всего, следует прислушаться к мнению российских ученых В.А. Калинина, Т.М. Ивановой, Л.В. Морозовой, которые, отвергают понятие «среднеазиатская овчарка» как не соответствующее сути породы алабая, предложили новое «туркменский алабай». Уже давно замечено, что внутри породы имеются разные типы, которые до сих пор не имеют научных названий. Сами же туркмены с древних времен делали внутрипородные типы по предназначению на « мёджекчи» (волкодав), «гоюнцы» (овчарки), «сакчы» (сторож), а также по сложению – «кёпек» ( самые массивные, обладающие большой скоростью ) и метисы алабаев с туркменской борзой – тазы.
Алабай – собака благородная. Если в битве с волком он бьёт до последнего вздоха, то в схватках себе подобными алабай никогда не переступить последнюю черту. Алабаи, участвуя в собачьих боях, показывают великолепную технику борьбы. Подготовка такой собаки аналогична подготовка борца высокого класса. Перед боями собаки находились на особом режиме: рациональное кормление, массаж, пробежки, купание. Туркменский алабай обладает крепкой нервной системой, что было не результатом эволюции, а следствием специального отбора. Туркмены – чабаны выбраковывали неуравновешенных собак. Чистокровные алабаи не лаяли попусту и не выли по ночам. Даже идя на волка, алабаи хранили молчание. Для разведения потомства алабаев всегда кобелей имели больше, чем сук. Произвести на свет щенка могла только отличившаяся самка. Среде них тоже проводили бои. Но им разрешалось вступать в бой только один раз в жизни в возрасте 6 месяцев. Наилучших отбирали на потомство, причем учитывалась не только бойцовские качества, но и работоспособность. Туркменских алабаев широко применяют в хозяйствах Узбекистана, Таджикистана, Ирана, Казахстана. Выращиванием и разведением этой породой активно занимаются и в ряде сторон Восточной и центральной Европы. К достоинствам алабаев относится способность хорошо акклиматизироваться, и они легко поддаются дрессировке. Туркменские алабаи принимают участие на выставках с 1930 года. На XYII Всесоюзной выставке – смотре служебного собаководства в Москве ( 1964 г. ) победителем стали самка алабая Айна а в 1971 г. на Всемирной выставке в Будапеште туркменский алабай Карагёз получил оценку «отлично» . За всё время существования СССР единственной собаке породы «среднеазиатская овчарка» Алтай был присвоен в 1971 г. первый племенной класс, и он единственный представитель породы, занесённый во Всесоюзную племенную книгу. Дело в том, что лучшие псы были задействованы в работе – охране стада, и владельцам классных собак было не до выставок. Кроме того, неправильный подход к определению стандарта породы привели к тому, что было объявлено о вырождении этой породы в Туркменистане.
В последние годы интерес к туркменскому алабаю значительно вырос. Даже не лучшие представители породы, выращенные в Москве и скрещенные с другими породами, стоят до 2 – 3 тыс.долларов США. На международных выставках уже не обращают внимание на дрессировку алабаев, присуждая награды только за то, что они существуют. Настоящие чистокровные алабаи находятся на своей Родине - Туркменистане. Но они исчисляются не сотнями, как раньше, а десятками. Кроме хищнического вывоза наметилась тенденция к скрещиванию алабаев с другими породами дообразных, что может привести к вырождению и исчезновению этой древней породы.
В целях сохранения ценной породы собак - алабаев правительственными мерами остановлен их бесконтрольный вывоз. Энтузиасты – кинологи прикладывают все усилия, чтобы эта уникальная порода собак, повлиявшая на многие культурные породы мира, не исчезла вовсе.

Кандидат исторических наук, Овен Гундогдыев.

вверх
назад
irkcao@narod.ru
© Copyright Sh Design Group, 2003
Hosted by uCoz