Благодарными учениками эта статья посвящается
светлой памяти безвременно ушедшего из жизни, ведущего кинолога Казахстана
и Средней Азии Фишкина Леонида Александровича.
«…История - это
непрерывная борьба между правдой и сиюминутными политическими
интересами, … но нельзя забывать, что интересы побеждают на мгновение,
а, правда, навсегда» Мурад Аджи
Этот очерк посвящен теме
происхождения САО (среднеазиатская овчарка) и некоторым сопутствующим
событиям исторического характера. Читателю покажется это банальным и
скучным, ведь об этом уже столько написано, причем все произведения этого
«жанра» похожи друг на друга как близнецы. Но пусть читатель будет уверен,
что в этот раз скучать ему не придется. Что же побудило нас взять ручку и
изложить на бумаге свои мысли на безжалостно избитую тему. Во-первых
наличие массы фактов, в корне противоречащих официальной точке зрения по
этому вопросу, прямо говорящих о его не изученности, а во-вторых желание
помочь заводчикам САО разобраться по средствам истории происхождения
породы, какой же путь селекции им избрать, чтобы не потратить впустую годы
жизни, так и не достигнув желаемого результата. Большое количество
породных собак, имеющих племенную ценность, безвозвратно ушли из жизни и
продолжают уходить, не оставив приличного потомства, по причине неумелого
подбора пар. Ввиду разнообразия типов САО, происходящих от смешения кровей
различных собак, нам представляется, что знание составных породы может
помочь заводчикам, увязывая внешние признаки и черты характера современных
САО с внешними и психическими особенностями разных собак прошлого гены
которых легли в основу современных волкодавов, прийти к правильному и
быстрому решению в выборе селекционного пути. Без
прошлого нет настоящего и весьма туманны перспективы на будущее, любой
народ, утративший свою историю и мудрость предков, снова встает на
стартовую линию беговой дорожки собственного развития и собаководство в
этом смысле не является исключением. Человечество на заре своего развития
потратило десятки, а может и сотни тысяч лет на создание каменного топора,
и лишь благодаря использованию багажа знаний, накопленного людьми за всю
историю своего существования, прогресс человеческого общества в наше время
развивается с немыслимой скоростью. Говоря об опыте
разведения САО, можно отметить, что 99,9% собаководов, будучи уже
взрослыми людьми, как правило, являясь горожанами, впервые увидели
азиатского волкодава. Не имея контакта с людьми, имеющими тысячелетний
опыт работы в данной области заводчики САО (особенно заводчики европейской
части СНГ) принялись заново изобретать каменный топор в деле селекции
азиатских волкодавов. Сложившуюся ситуацию с удовольствием использовали
азиатские торговцы собаками, знания которых, на интересующую нас тему, как
правило, тоже не велики. Рассеивая миф о САО в этой статье, мы
предоставим все известные лично нам сведения, касающиеся происхождения
породы, а читатель волен делать свои выводы, соглашаясь с нами или нет, но
игнорировать, приведенные факты не может никто, конечно кроме глупцов и не
заинтересованных лиц, у которых эта статья может выбить коммерческую почву
из под ног. Все началось с того, что, прекрасно зная
казахских волкодавов (тобет), мы столкнулись с нелепыми описаниями этих
собак, а также зная о том, что туркмены и узбеки испокон века называли
волкодавов казахскими (казак ит), впрочем, как и курдючных овец и многое
др., мы столкнулись с таким пропагандиским нововведением (не более 20 лет)
как название туркменский волкодав или алабай. В
общем, с названием породы все понятно, а вот в вопросе описания казахских
волкодавов и их промеров в одном из широко известных изданий нами было
установлено, что автор этой работы никогда не участвовал в экспедициях с
целью изучения Тобетов, а все приведенные им описания и промеры высосаны
им из пальца, и ко всему этим человеком была проведена колоссальная работа
по выведению мелких всевозможных пород пастушьих собак в госпитомнике
города Алма-Ата и широкому их распространению среди чабанов, которые в
советскую эпоху отстрела волков с удовольствием брали милых пастушков, о
чем, сегодня утратив волкодавов, они сильно сожалеют. Наверняка такие
процессы имели место и в других регионах Средней Азии, что отчасти могло
стать причиной возникновения разнотипности и задворняженности породы.
На вопрос, кто же такие Алабаи и
откуда они взялись, читателю даст ответ наш анализ прошлого. Прежде чем
приступить к хронике, мы хотим уточнить, что сообщаем только то, что нам
достоверно известно, хотя наверняка имеется масса информации, с которой мы
не знакомы. После вступления мы приступим к перечню исторических
свидетельств о древних мастифообразных собаках Азии в хронологическом
порядке. 1. Ни для кого не секрет, что древнейшей
мастифообразной собакой является «собака Иностранцева», останки которой
найдены в районе города Красноярск в месте с останками древних ископаемых
животных и датируется 30-40 тысяч лет. Также останки этой собаки найдены в
районе Ладышского озера. Ученые считают, что именно от этих собак
произошли все мастифообразные собаки, в т.ч. и Тибетский дог, которого
«Азиатники» прочат в предки САО и всех мастифообразных собак в
мире. 2. Близкие по типу к «собаке Иностранцева»
черепа собак были найдены на берегах Амура, Абакана, Московской и
Смоленской областях, в Казахстане, Украине и Крыму. В частности, на
территории Казахстана найдены в большом количестве захоронения собак
разных пород в том числе и мастифов, относящиеся к разным эпохам.
3. Далее идет туркменская находка — статуэтка,
изображающая собаку и останки собак, датируемые 4 тысячами лет, хотя и
статуэтка и останки лично нам говорят лишь о родстве с мастифами (их
отличает от мастифов квадратный формат — 100, сглаженные формы головы,
отсутствие перехода ото лба к морде и т.д.), мы все-таки берем их на
вооружение. 4. Известия о Тибетском доге датируются
1121 годом до н.э. 5. Мастифы Ассирии — 500 лет до
н.э. 6. «Собака гуннов» (Гунны — предки тюркских
народов) — 2000 лет, останки обнаружены в Забайкалье и Монголии. По
описанию очень похожи на монгольского волкодава, тибетского дога,
казахского тобета, и по некоторым не уточненным данным на старого
кыргызского волкодава добет. Кстати, в просторечии турки называют своего
анатолийского карабаша словом тобет. 7. Поджарые
собаки древней Мессопотамии нам вообще не представляются
мастифами. Дальнейшие наши сведения носят
характер описания из дневников путешественников. Наиболее древние описания
и упоминания о мастифах Азии относятся к 13 веку. Это свидетельство таких
путешественников, как братья Поло, Иоанн де Плано Карпини, Вильгельм де
Рубрук. Например, Марко Поло объехав почти всю Азию и Россию, описывая быт
людей, их домашних животных не обошел вниманием и собак. Крупных
волкодавов он отметил только в 3 местах — это территория нынешнего
Казахстана, Тибет и Чагатайский Улыс (государство занимало территорию от
Южного Алтая до Амударьи, т.е. Восточный Туркестан, большую часть
Семиречья и Маверенахр). На территории Казахстана и Тибета он описывает
волкодавов как огромных собак размером с осла, (возможно описание носит
несколько эпический характер), применяемых в охране, в охоте на диких
животных и в качестве тягловой силы, а вот в Чагатайском Улысе его
описание собак приняли любопытный оборот. В этой стране он увидел
волкодавов при дворе хана, причем их разведением заведовали 2 брата хана,
собаки содержались в количестве 10 тысяч голов, причем к каждой из собак
был приставлен отдельный человек, носящий строго определенную униформу,
говорящую о подчинении тому или иному брату хана. Породу этих волкодавов
Поло называет Меделянами (медениленген — окультуренный сорт растения или
породы животных, меденилен — быть культурным, окультуренным, меделян —
культурно выведенная порода). Марко Поло привел классический пример
культурного выведения породы азиатских волкодавов в Средней Азии. Как ни
странно, на сегодня, но путешественники 13 века указывают на волкодавов
только на территории Монголии, Тибета, Казахстана, Кыргызстана, восточного
Туркестана. О волкодавах Афганистана, Ирана, Турции, Туркменистана, России
и прочих регионов, привычных для нас как страны с наилучшим поголовьем
собак и претендующих на право называться родиной происхождения САО,
сохраняется полное молчание, хотя именно эти страны наиболее подробно
описаны путешественниками, по — видимому, волкодавы этих регионов не имели
впечатляющей внешности и размеров. Важно отметить, что, Поло говоря о
волкодавах Азии, отождествляет их с монголами и татарами (этноним монгол в
13 веке относился только к родам составившим казахскую нацию и татар) — «у
татар самые славные собаки и ловчие птицы». Поскольку татары сотни лет
жили бок о бок с казахами, составляли с ними единый народ и образовывали
единое государство то перевод слова татар логично искать в казахском
языке: таттыру — дать попробовать на вкус или угостить; татулык — дружба,
хорошие приятельские отношения; тату — дружный, мирный; татар —
дружественный и гостеприимный народ. В походе на запад татары поставили в
армию Монголов 5 туменов — 50 тыс. воинов и удостоились чести идти в
авангарде войска, отсюда, по сообщению Рубрука происходит и общее название
«татар» данное европейцами всем родам и племенам, принимавшим участие в
походах Шынгысхана и Батыйхана. Последующие сведения, которые нам
удалось заполучить, относятся к 19 веку, главным образом это письменные
описания и упоминания таких людей, как Юатт, Пржевальский,
Семенов-Тяньшаньский, Лихтенштейн, Эверсман, Мушкетов, Ефремов, Иванин,
Путинцев и еще целый список фамилий известных путешественников. Не
вдаваясь в подробности, скажем лишь, что их свидетельства повторяют
свидетельства путешественников 13 века. Далее мы переходим к 20 веку, и
что же мы видим? Азиатскими волкодавами признаны собаки Средней Азии с
лучшим поголовьем в Туркменистане, где их ранее никто не видел и никогда о
них не упоминал, причем волкодавы Афганистана, Ирана, Турции, Тибета,
Монголии просто исключены из благородного семейства, наверное по причине
того, что они не вмещаются в маленькие интересы собаководов Средней Азии,
а о собаках Казахстана не просто забыли, а создали какой то непонятный
лжеобраз. Налицо загадка, которую нужно как— то разгадать, ведь ничто не
появляется из ничего. Поскольку развитие породы и ее
распространение тесно связано с жизнедеятельностью и миграцией людей, то
разгадку, создавшегося ребуса, следует искать в истории народов,
культивировавших волкодавов исходя из своего образа жизни, где они были,
остро востребованы, а так же проживающих в местах древнейшего обитания
мастифов, где впервые человек приручил этих
собак. Начнем с того, что основную площадь расселения
древнейших мастифов, с незапамятных времен преимущественно населяли
тюркские племена. Ввиду того, что самыми первыми скотоводами-кочевниками в
этом регионе были тюрки, справедливо предположить, что именно они стали
первыми людьми, кто приручил мастифов, и стал их применять в хозяйстве.
Наверное, нет смысла доказывать само собой разумеющееся, что именно в
среде кочевников-скотоводов волкодавы в силу их востребованности могли
существовать тысячи лет без особых изменений, тем более в естественной для
них среде обитания, в то время как в лоне оседлого народа, подобные собаки
становились либо цепными, либо травильными, вследствие чего, они быстро
теряли особенности поведения волкодавов, видоизменялись и вырождались,
этому в истории мастифообразных собак не мало примеров. Практически все авторы, пишущие о САО
пытаются, обойдя реальную историю приписать их происхождение арийским
народам, которые каким-то неизвестным способом заимствовали их у тибетцев,
однако из вышесказанного абсолютно понятно, что они гребут против течения,
ведь мастифы из северных районов, где бесспорно преобладало тюркское
население старше арийских и тибетских собак на 30-40 тысяч лет,
следовательно, ни о каком арийском происхождении САО не может быть и речи,
можно лишь говорить о заимствовании арийцами и тибетцами мастифов у
тюрков. Далее мы кратко расскажем об истории тюркской
нации и ее распространение практически по всему евразийскому континенту,
вплоть до Северной Африки. Читатель, рассматривая
географию расселения тюрков, может легко сравнить ее с географией обитания
мастифообразных собак и прийти к выводу, что они совпадают. Прежде, чем
перейти к истории, напомним читателю, что мастифообразные собаки к концу
19 века были широко распространены от дальнего востока до Испании
(включительно), от Скандинавских стран (включительно) и Сибири до северной
Индии, Ирана, Турции (включительно). Краткую
экскурсию по истории начнем с первых известных тюркских цивилизаций,
такими были: «Анавская культура» (с 5-го по 1-е тысячелетие до н.э.);
«Афанасивская культура» (с нач. 3-го по 2-ое тыс. до н.э.); «Андроновская
культура» (2-ое тыс. до н.э.); «Карасуксуая культура» (кон. 2-го тыс. — 6
век до н.э.), а также «Тагарская культура» и «Кельтеминарская культура».
Эти древне тюркские культуры охватывали территорию с севера от Ирана,
районы Арала (остров), Балхаша, восточную сторону Уральских гор
(преграда), район Байкала (останься богатым или богатое озеро), район
среднего течения реки Ангара (место, где много диких
зверей). С 8 века до н.э. до 2 века до н.э. на
территории между горами Тянь-Шань и Каспийским морем жили преимущественно
тюркские племена (в северо-западном Казахстане обитали Сарматские племена,
не тюркского происхождения), называемые иранцами сак, а греками скиф (в
1996 году в сакских курганах в районе города Павлодар найдены письменные
подтверждения тюркоязычности саков) Иранцы (арийцы) систематически воевали
с саками, одна из таких войн (афросьябская) отражена в известной иранской
легенде «Шах-наме» или турано-иранская война (туран с иранского — страна,
где живут тюрки). В массе свидетельств тюркского происхождения саков
интересным выглядит сообщение иранского летописца и историка Фердуси
(1020г.) упоминающего в «истории Рустема» о казахах и ханах казахских,
проживающих на территории Турана, т.е. в Средней Азии и Казахстане и
относит их существование в сакскую эпоху. По В.И. Левшину: «Восточные
историки утверждают, что казахи составляли самостоятельный и независимый
народ…относят их существование далее Рождества Христова». «Из древнейших
персидских летописей известно, что казахи древние ….народ сей весьма давно
известен в Азии и составляет одну из ветвей многочисленного турецкого
племени». Не менее любопытно, что китайцы той же эпохи называли восточных
тюрков словом хасаг, что с китайского означает настоящий или истинный сак,
этим же термином китайцы и монголы сегодня называют казахов, фактически
отождествляя их с саками или скифами. Если рассматривать слово «казак» с
точки зрения тюркского языка и отталкиваться от этнонима «сак», то
получится кас+сак; кас — враг, неприятель, недружелюбный, враждебный или
настоящий, подлинный; сак — осторожный, с острой интуицией; кассак — казак
— недружелюбный, враждебный с острой интуицией настоящий враг или
подлинный «сак». Тюрки, саки кочевали до Дуная в Европе и через Кавказ до
восточных и северных районов Анатолии. В 4 веке до
н.э. создана империя гуннов (гун, кун — стоящий, стойкий, выносливый,
могущественный) первым правителем был Модэ (Мади) сын Томана. Гунны
вобрали в себя почти все тюркские племена. За время завоеваний заняли
территорию от Франции до дальнего Востока по реке Амур (Омыр — жизнь,
существование), естественно вобрали в себя Среднюю Азию, а также покорили
государство Сасанидов (Иран), Кавказ, часть Тибета, северный Китай и т.д.
Армия, последнего крупного, вождя
Гуннов в Европе Аттилы (Едиль сын Мунджука, племянник Айбарса и Октара его
соправителей) состояла преимущественно из родов Кыпшак (Куып + шак —
догони и разбей) и Дулат (Дулу). Поскольку не известно, из какого рода был
сам Аттила, то можно предположить, что он происходил из рода Аргун
(Ар-честь, совесть; гун — стойкий, могущественный; Аргун — честь и
могущество, гун или кун еще можно перевести как солнце, известно что
солнце в тенгрианской религии являлось обозначением или знаком Бога, тогда
название народа гунн может означать божественный или богом отмеченный, а
аргун соответственно отмеченный богом совесть и честь), судя по названию
рода можно представить какое место, он занимал в иерархии Гуннских племен.
Перечисленные рода чисто Казахские. В истории также известны и другие
казахские рода, участвовавшие в походах Гуннов, у многих из них до сих пор
сохранились боевые ураны времен (боевой клич) Гуннов. Слова римского
сановника Ромула о великом тюркском полководце тех лет звучат так — «
Никто… не произвел столько великих дел, как Аттила, и в такое короткое
время. Его владычество простирается над островами, находящимися в океане.
И не только всех скифов, но и римлян заставляет он платить дань. Военная
сила его такова, что не один народ не устоит против нее«».
В 552 г. Хан Бумын (хан — верховный вождь) создал
первый Тюркский каганат, вновь объединивший большинство тюркских племен и
возглавляемый казахским родом Алшин. Государство на западе граничило с
Кавказом и Ираном, на юге граница проходила по Тибету, на севере по Енисею
(мать река), на востоке до Японского моря, Ср. Азия естественно входила в
каганат. В 682 году хан Кутлуг из рода Алшин, разбив
Огызов (огыз — бык, вол) основал второй тюркский каганат, который занимал
примерно такую же территорию, что и первый. Кутлуг
Бильге Кюль Каган в 744 году создал Уйгурский каганат (токуз огузы).
Государство занимало территорию Монголии, части Сибири, Китая, в Ср. Азии
западная граница доходила до низовий Сырдарьи, южная граница государства
проходила по территории Тибета. В 350 г. из районов
Алтая племена Акгуннов кочевали в Европу, в Южный Иран, Северный
Афганистан, Тибет и Северную Индию. Индийцы называли их Хуннами, иранцы —
Хайталами, византийцы — хунаями, эфталитами. В 560
г. Авары под предводительством Баян — хана овладели Балканами, Венгрией,
где создали свое государство. С 576 г. до 965 г.
Хозарский Каганат был одним из самых влиятельных государств на Кавказе и
Европе. В 679г. племена Огуров (Болгаров)
перекочевали из Азии на Балканы, под предводительством хана Аспаруха
создали государство Болгарию. В 721г. Кюль Чора вождь
Тюргешей овладел Маверенахром, из их среды вышли сельджукиды (Огузские
племена). В 840г. в Среднюю Азию вторглись Карлуки,
создав государство Караханидов (кара — большой, великий, хан — верховный
вождь). С IX по XI в. на территории Приаралья,
Мангышлака и междуречья Урала и Волги господствовали Огузы
(огыз). В XI в. в Европу и в Анатолию кочевали
вытесненные Огузами Печенеги. С X — XII в. В Европу,
Кавказ и Среднюю Азию кочевали Кыпшаки. В ХI веке из
глубин Центральной Азии в Казахстан и Среднюю Азию вторглись Кидани
известные как Каракытаи (Кара — великий, большой; кытай или кытаю и катау
— вспыльчивый; непредсказуемый, неуступчивый, неумолимый человек;
Каракытай — великий, непредсказуемый, неумолимый и неуступчивый). У
казахов есть род каракытай, похожее название имеют подроды кыпшаков,
каракыпшак и кытайкыпшак. В маленькой статье, мы не имеем
возможности перечислить, все тюркские племена, кочевавшие из Сибири,
Алтая, Монголии, Дальнего Востока в Среднюю Азию, Афганистан, Иран,
Турцию, Египет, Индию, Тибет, Китай, Кавказ, Европу.
В XII в. Новая волна Тюрков захлестнула Азию и
Европу эта миграция связана с завоеваниями великого полководца и
государственного деятеля Шынгысхана. Вокруг имени этого человека, его
государства и его народа, политизированными историками создано много
антинаучных небылиц. Его изображают то монголом (Сяньби), то китайцем, то
иранцем, то славянином, а в религиозном смысле даже
христианином. Преследуя политические интересы,
китайские и российские историки, игнорируя исторические факты практически
из ни чего сочинили удобную для их национальных и политических амбиций
сказку о Шынгысхане и его народе, который ни когда не имел, ни чего общего
с современными монголами (Сяньби) китайцами и пр. не тюркскими
народами. Начнем с того, что армия Шынгысхана имела
общий уран «Кху» (Гони) идентичный с ураном Тюрков Гуннов, имела такой же,
как у Гуннов, бирюзового цвета флаг, на котором был изображен тенгрианский
знак солнца в виде равностороннего креста или шанарака, у христиан этот
знак известен как Георгиевский крест. Тенгрианскую
(Тенир — бог, небо) религию не исповедывал ни один народ в мире, кроме
тюрков. Имеются свидетельства о том, что Шынгысхан
говорил, и писал (Жасак и Билик, соблюдаемые только казахами и татарами, и
абсолютно не известные монголам и китайцам) на тюркском языке, и не
существует ни одного хотя бы намека, на то чтобы он говорил на монгольском
(Сяньби) или китайском языках. Шынгысхан носил,
абсолютно тюркский титул (Шин + гыяс +хан — высокий лучезарный верховный
вождь). Ни монголы, ни китайцы, ни когда не носили
титул хана, хакана, кагана, бека, бия, бая, бильге и т. д., к примеру,
верховные вожди монголов всегда вплоть до наших дней носили титул
Контайши. Шынгысхан имел тюркское имя Темиршин
(железный, кузнец, Темирбай, Темирбек, Темирхан и.т.д.), исковерканное
монголоведами до Тэмучин, хотя таких имен у монголов никогда не было и
нет, к тому же сами монголоведы отмечают, что имя Тимиршину было дано в
честь татарского (то есть тюркского) батыра. Все известные предки
Шынгысхана, все приближенные к нему люди и полководцы, все его дети, жены
имели тюркские имена, которых ни когда не было и нет ни у монголов, ни у
китайцев, но многие из них характерны для казахов и татар по сей день.
Родословная Шынгысхана: Шынгысхан — Есукей — Бартан — Кабылхан — Тумкехан
(Таукехан) — Байсункар — Кайду — Датумен. Все имена чисто
тюркские. Шынгысхан из четырех официальных жен ни
имел, ни одной монголки или китаянки. Ко всему
прочему, как в монгольском языке (на 40% состоит из тюркских слов), так и
в китайском отсутствует понятие термина «монгол», которым свой
народ-войско «окрестил» Шынгысхан. Тюркологи считают,
что слово «Монгол» правильно звучит как «Мынкол» и переводят, его как
тысяча войска (Мын + кол), однако нам представляется, что это слово носит
другой смысл. Мынкол можно перевести как тысяча рук (кол — рука). В
казахском языке есть смысловые выражения со словом рука, например открытая
рука, — так говорят о щедром человеке, длинная рука — о человеке
влиятельном с возможностями и т.д., а о многочисленном и сильном народе
говорят многорукий или тысячерукий — Мынкол. Для истории не является секретом
родоплеменной состав народа — войска Шынгысхана, как и родоплеменной
состав монголов из них видно, что ни один монгольский род не участвовал ни
в избрании Тимиршина ханом, ни в создании его государства, а также не
участвовал ни в одном завоевательном походе, и даже больше — именно сяньби
были покорены мынколами, после чего этноним «мынкол» перешел и на них, в
истории таких примеров достаточно. В списке родов
народа-войска Шынгысхана находятся только рода, составившие казахскую
нацию, ногайскую и татар. В изучении любого кочевого народа главное не его
название, а его родоплеменной состав. Когда говорят о
происхождении Шынгысхана, называют род Боржиган или Боржигат, хотя хорошо
известно, что отец Шынгысхана был ханом рода Кият (казах), у которого
имеются подрода Айдын (большая вода; большой водоем), Жаурынши (лопатка),
Барджигит (Байджигит), в свою очередь у подрода Барджигит есть под род
Тобыкты (лодыжка), сегодня этот под род входит в состав Аргынов (аргун),
именно из него происходил Шынгысхан и именно из Тобыкты состояла его
личная охрана. К выше сказанному можно добавить, что
у монголов и у китайцев полностью отсутствуют какие либо народные придания
о Шынгисхане, в то же время как казахский эпос изобилует ими, а наука
подтверждает их идентичность с реальными событиями. Например: монголоведы
утверждали, что старший сын Шынгысхана Жоши был убит путем перелома спины
по приказу отца, параллельно веками существовал казахский эпос, в котором
говорится о том, что Жоши был убит на охоте диким куланом, который в
ярости отгрыз ему правую руку и унес ее в степь. Останки Жоши извлеченные
из мавзолея подтвердили правдивость легенды, — он был действительно
затоптан копытами и у него, отсутствовала правая
рука. Помимо всевозможных исторических доказательств
тюркского происхождения Шынгысхана и казахских родов, с легкой руки
лжеисториков, нареченных монголами и китайцами, в последствии ставших в
одно мгновение тюрками, существуют доказательства бытового порядка. Ко
времени образования государства Шынгысхана у предков современных монголов,
за исключением некоторых родов отсутствовала культура разведения лошадей,
монголы приносили в жертву собак и разводили свиней, у них практиковалась
матриархальная структура построения семьи, а также языческое
вероисповедание. Все это в корне отличает предков монголов от тюрок и от
племен составивших народ Шынгысхана. Ко всему прочему, по свидетельствам
исследователей Монголии, в частности Пржевальского, монголы ни когда не
кочуют в районах предгорий и гор, в то время как тюрки и народ Шынгысхана
не мыслили и не мыслят скотоводство без гор, где располагаются летние
пастбища — джайляу. Итак, Шынгысхан, имеющий
тюркское имя, тюркский титул, тюркское вероисповедание, говорящий на
тюркском языке, происходящий из казахского рода Кият, женатый на женах
тюркского происхождения (первые две жены из казахского рода Конырат и две
из татар), имеющий типичную для той эпохи тюркскую внешность (для казахов
и татар, являющих собой промежуточное состояние между европеоидной и
монголоидной расами даже на сегодняшний день рыжие, светлые волосы и
зеленые глаза не редкость, чего практически не наблюдается среди монголов,
китайцев и других ярких представителей монголоидной расы), официально
объявлен монголом и китайцем!!! Из родоплеменного
состава народа-войска Шынгысхана видно, что влияние на весь покоренный им
мир носило чисто тюркский характер, особенно большому влиянию подверглась
Средняя Азия, благодаря переселению туда казахских
родов. Последующие исторические события показывают
еще несколько массовых миграций казахов в Среднюю Азию. Это завоевание ее
Мухамадом Шайбани, собравшего для этого мероприятия 150-тысячную армию
практически из всех казахских родов (война носила переселенческий
характер, ядром войска был род Конырат). В борьбе за
города Средней Азии Шайбони вытеснил оттуда Темуридов, происходящих из
казахского рода Мангыт (Вечные, из Мангытов также состоит Ногайский
народ), подрода Баурлас (родственник), а также из Ферганы был вытеснен
славный Захир-ад-Дин Бабур, создавший впоследствии государство Великих
Моголов в Индии и Афганистане, а также помогший своему сородичу Мухамеду
Хайдару (автор Тарих-и-Рашиди) стать правителем Кашмира и Тибета. Оба
происходили из казахского рода Дулат. Вплоть до
завоевания Средней Азии Россией казахские рода играли в этом регионе одну
из главных ролей, это видно из того, что большинство правителей
среднеазиатских государств происходили из казахских Тайпов и опирались на
армии составленные из представителей казахских
родов. К примеру, с 1530 по 1550 год Мервом управлял
Джалым-Бий из казахского рода Найман, с 1570 по 1580 год Туркменами правил
хан Санджар (Шайбонид), с 1570 по 1580 Балхам и его окрестностями правил
Назар-бий-Аталык из казахского рода Найман, с 1580 по 1590 год
Нураттинскими кочевниками управлял Ахмед-Али-Аталык из рода Найман и т.д.
вплоть до колонизации Средней Азии Россией. Ко
времени завоевания Средней Азии Россией Хивинским Ханством управлял
казахский род Конрат. В Коканском Ханстве ведущую
роль играли Кыпшаки и Дулаты. Например, борьбу Коканского Ханства против
русской армии возглавлял Алимкул из рода Кыпшак (подрод Кыта-Кыпшак), был
убит под Ташкентом в сражении с войсками Черняева 17 мая 1865 года. В 1917
году Кыпшаки под руководством Мустафы Шокаева и Мухамеджана Тынышбаева
создали Кокандскую автономию и воевали с Красной Армией до конца 1920
года. Казахский род Мангыт до 1920года правил
Бухарским Эмиратом (Букара — народ, масса, место, где много людей) и
считал себя элитным народом в этом государстве. После падения Эмирата
большая масса Мангытов переселилась в Афганистан и Иран. Часть Мангытов
вернулась в Казахстан. Большие наплывы казахов в
Среднюю Азию связанны не только с завоеваниями. В XVII-XVIII веках
Джунгары (современные Монголы-Сяньби) вторглись в Казахстан в Среднюю Азию
и Сибирь. Основой удар принял на себя Казахский
народ, который в этот период раздирали внутригосударственные
сепаратистские движения, вследствие которых потенциально более сильный и
развитый народ потерпел неслыханное поражение. Война шла не на покорение,
а на истребление. Жертвы с обеих сторон были не исчислимы. Неизвестно чем
бы окончилась Казахско-Джунгарская война не учини Китайцы историческую
резню Джунгаров в 1757 году. Современники тех событий
свидетельствуют о том, что в этот период Средняя Азия была буквально
заполонена, беженцами-казахами, которые ввергли Среднюю Азию в голод.
Многие жители Средней Азии происходят от этих беженцев, а некоторые из
них, даже помнят, из каких Казахских родов были их предки.
Массовый приход казахов в Среднюю Азию, Афганистан,
Иран, Турцию, Китай, Монголию в 1916 году связан с геноцидом, проводимым
Российским правительством по отношению к казахам, когда физически было
уничтоженно около 5 миллионов человек, массовый уход казахов имел место и
во временна революции, когда состоятельные люди уводили из Казахстана
лучшее поголовье скота, лошадей и собак, а также 1932 году по причине
тотального голода, искусственно созданного Советским правительством,
вследствие чего более 40 % казахов умерли с голоду, около 40% покинули
свою Родину, а из оставшихся более 40 тысяч самых передовых представителей
нации были расстреляны. Большая часть эмигрантов
осела в республиках Средней Азии, Афганистане, Иране, Турции. Самый
большой процент от местного населения казахи составили в Туркменистане
(около миллиона человек, что в то время составляло примерно половину
населения республики. Большинство беженцев-казахов двигались от Арала
вдоль рек Аму-Дарья и Сыр-Дарья, пытаясь пройти через пограничные заслоны
в Афганистан и Иран. Основные места расселения казахов в Туркмении это
районы городов Калинин, Ташауз, Чарджоу, Кушка, Мары, Красноводск,
Ашхабад, Кааха, Теджень и т.д., а также скопища казахских аулов
располагались по обе стороны вдоль туркмено-афганской и туркмено-иранской
границ. С 70-х годов начался массовый отток казахов из Туркмении обратно в
Казахстан продолжающийся и по сей день. Даже на сегодняшний день в
Туркменистане довольно много проживает казахов, в основном в сельской
местности, что не трудно проверить, если взяв в проводники казаха,
рожденного в Туркмении, проехать по вышеперечисленным
районам). Из перечисленных исторических событий можно
говорить о глубоких родственных корнях народов Средней Азии с казахами.
Нашими стараниями в общем и кратко изложена история
происхождения САО и других мастифообразных собак в связи с
распространением главным образом тюркских племен. Еще
проще история происхождения САО будет выглядеть следующим
образом. Несколько десятков тысяч лет назад на
площади от востока Восточной Европы до Дальнего Востока во времена
ледниковых периодов в предледниковой климатической зоне возможно как
горная пещерная собака, зародилась древняя порода Мастифов, имеющих
внешность тибетского дога, монгольского и казахского волкодавов. Несколько
тысяч лет назад предки тюрков, осваивая скотоводство в этих местах,
впервые приручили мастифов, и стали применять их для охраны своих стад от
нападения хищников и для охоты. Далее в связи с демографическим приростом
населения, а также с изменениями климата, когда степь периодически то
увлажнялась, то усыхала тюрки-кочевники (и другие кочевые народы этого
региона, к примеру, сарматские племена, увлекаемые гуннами, дошли до
Испании) в поисках земель, пригодных для жизни, расселились на огромных
просторах Евразии, при этом они вели за собой свой скот, охраняемый
волкодавами — мастифами. Все породы мастифообразных собак можно считать
потомками этих волкодавов. Входя в контакт с другими народами тюрки
оказывали на них влияние как культурное, так и генетическое, но и сами
подвергались такому же влиянию, вследствие чего менялся их образ жизни и
физический облик (к примеру западные тюрки имеют более европеоидный облик,
а восточный более монголоидный) тоже самое можно сказать и о собаках
тюрков и прочих породах домашних животных. Среднюю
Азию Тюрки начали заселять как минимум с 5 тысячелетия до нашей эры, это
заселение, носило периодический характер и закончилось оно в первой
половине XX столетия. Собаки тюрков (имели внешность
тибетского дога) смешиваясь с собаками местных пород, а также подвергаясь
воздействию различных внешних факторов, создавали различные морфы, но с
каждым новым прибытием тюрков в Среднюю Азию и другие регионы волкодавы
этих стран все более походили на мастифов. В местах оседлого образа жизни,
волкодавы, скорее всего, вырождались за ненадобностью, и вновь появлялись
с новой миграцией тюрков-кочевников. Последний штрих
в формировании Среднеазиатских волкодавов, как видно из истории, сделали
казахи (с XII-XX век). По рассказам стариков-казахов,
участвовавших в последней миграции в Среднюю Азию, в частности в
Туркменистан, волкодавы этого региона имели крепкий и даже сухой тип
конституции, рост у кобелей не выше 70 см в холке, короткую шерсть с
преобладанием светлых окрасов, в сравнении с казахскими тобетами имели
менее наполненную морду, более сглаженные формы головы, менее развитую
подкожную клетчатку и более активное поведение. О современных волкодавах
Туркменистана можно сказать, что они являются наиболее массивными и имеют
более крепкую, уравновешенную нервную систему благодаря наибольшему
проценту вливания тобетских кровей, поскольку процент казахов-владельцев
этих собак, в Туркменистане во времена миграций являлся самым высоким в
сравнении с другими Среднеазиатскими республиками. В наше время попытка
отстоять протуркменскую идею происхождения САО в Средней Азии и, в
частности, Казахстане, представителями этой идеологии выглядит вяло и
некомпетентно. Сказка о нескончаемых эшелонах туркменских собак, ввозимых
в Казахстан в послевоенные годы для разрешения критической ситуации с
волками явно не состоятельна. Во-первых, послевоенные годы самые активные
в деле отстрела волков, когда чабаны, вооруженные до зубов, вообще
отказывались от содержания больших собак. Во-вторых, для массового ввоза
собак были бы нужны большие спецприемники-распределители, которых никогда
не было и нет по сей день, если подобная акция и имела место, то в мелких
масштабах и ее можно отнести к еще одной причине задворняженности
казахских волкодавов. В-третьих, при таком массовом ввозе казахские
волкодавы просто обязаны были бы приобрести «туркменский оттенок», ведь
туркменские же собаки приобрели в более ранний период черты казахских
собак, но этого не произошло. Ввоз туркменских и таджикских собак в
Казахстан производился в 80-90 годы в частном порядке торговцами и
любителями собак, большинство из этих собак вместе с местными казахскими
собаками были перепроданы в Россию, Украину и
Кавказ. Для нас стало загадкой, как выдающиеся
кинологические умы додумались назвать породу волкодавов овчаркой, да еще и
Среднеазиатской, автоматически исключив из понятия породы волкодавов
Афганистана, Ирана, Турции, Тибета, Монголии, Казахстана, имеющих общие
породные признаки и общий корень происхождения. Неужели потому, что
регионы обитания этих собак не вмещаются в понятие Средняя Азия. Если
посмотреть на всех этих собак в целом, то видно, что именно собаки Средней
Азии являют собой самую неоднородную массу, и менее всего имеют право
называться породой. Как можно было исключить из породы собак Тибета,
Казахстана и Монголии, когда именно эти собаки составили главный компонент
в образовании САО. Кто решил, что название первично, а уж потом собаки?
Разве не из самих собак, их специфики, среде и месте обитания исходит
название породы. Судя по территории ее распространения, ее предназначению
и по тому, сколько народов принимали участие в ее создании и сохранении,
справедливо и правильно было бы назвать породу «Азиатским волкодавом».
Причина «разношерстности» волкодавов Средней Азии
кроется как в задворняженности, так и в том, что этот регион населяют
различные народы, издревне содержащие свой тип волкодавов, и проживающие в
этом регионе, независимо от территориального разграничения, так что
разделять собак на типы ориентируясь на границы республик в этом случае не
допустимо. Главной причиной разнотипицы является желание Туркменских
торговцев собаками продать, как можно больше животных, выдавая за
волкодавов самых заурядных дворняг. Для Российских кинологов, изучающих
САО, все азиатские народы выглядят на одно лицо к примеру, изучая собак
Туркменистана они не обратили внимания на то, что основная масса чабанов,
владельцев волкодавов в этой республики до 80-х годов состояла
преимущественно из этнических казахов, и чем лучше поголовье собак в
регионе, тем больше в нем проживает казахов. Во времена бума на «Азиатов»
в 80-х годах торговцы собаками из Туркменистана создавая торговую «марку
фирмы» сменили бытовавшее «Казак ит» на новое «Алабай» (самая
распространенная кличка собак у казахов). Сохранение
породы требует ее серьезного изучения, создания единого, а не дурацкого
стандарта, в котором не будет места для разнотипных собак, создание
организации, которая могла бы, как отестовывать экспертов, так и
наказывать их. Сегодня любой эксперт, в сущности являющийся самозванцем,
поскольку нам не известно ни одно учебное заведение, где бы готовили
специалистов по Азиатским волкодавом, волен творить в ринге любые чудеса,
так как он никому не подотчетен. Создание Российскими кинологами нового
единого стандарта для «Азиатов», а так же организации, тестирующей
экспертов и контролирующей их деятельность, должно обязательно проводиться
с участием представителей республик Средней Азии, Казахстана и желательно
других Азиатских государств, являющихся родиной происхождения этой породы.
В случае организационной несостоятельности общественности «азиатчиков» СНГ
мы вынуждены будем, совместно с представителями Среднеазиатских республик,
собрать обширный материал по Азиатским волкодавам, создать свой общий
«азиатский» стандарт на породу и как страны происхождения породы отправить
его на утверждение в FCI, естественно попутно объяснив представителям FCI,
что Россия никак не может быть Родиной происхождения САО и что она не
имеет права, в соответствии с правилами FCI создавать стандарт на эту
породу и утверждать его в данной международной организации. Назвать
родиной происхождения САО Россию — это же просто детский обман и
примитивный подлог и вечно это продолжаться не может. В Средней Азии
волкодавы еще не вымерли и нам есть что показать. Настоящий действующий
российский стандарт на породу, а также судейство российских экспертов на
выставках поставили породу в странную ситуацию, когда так называемые
«травильщики», не имеющие возможности участвовать на выставках, поскольку
стандарт на породу и сама порода далеки друг от друга, стали в какой-то
мере единственными хранителями породности, экстерьера и рабочих качеств у
азиатских волкодавов (проверка рабочих качеств волкодавов заключается не
только в собачьих боях, ведь никому не пришло в голову проверять на
работоспособность, к примеру, ягд терьеров стравливая их друг с другом), в
то время как собаки так называемых «выставочников» почти полностью
утратили вышеупомянутые качества «азиатов», в общем «выставочников»,
особенно московских, можно поздравить с созданием новой породы «московская
сторожевая дубль два» теперь уже на «азиатской»
основе. Существует еще одна проблема в деле
сохранения породы Азиатских волкодавов — это, почти полное отсутствие
авторов на интересующую нас тему из азиатских регионов, то есть с родины
САО, и отказ Российских издателей журналов печатать их статьи, к примеру
издатели журнала «Информ САО» отказали лично нам в публикации предыдущей
статьи все-таки увидевшей свет в Украинском журнале «Твое собачье дело»,
но зато они отдали почти все печатное поле своего журнала одному
московскому автору, который в одном издании почти нецензурно выражаясь,
умудрился оскорбить сразу все азиатские народы, назвав всех буквально
тупыми, выложил в своей статье за раз столько «умных» мыслей, что диву
даешься его продуктивности. К примеру, он утверждает, что туркменские
волкодавы к роду человеческому относятся снисходительно, днем спят, а
ночью активизируются лишь потому, что туркменские (?) чабаны отстреливают
собак в случае их нападения на человека. Хочется спросить этого уважаемого
господина, а как же поступают в аналогичных случаях чабаны узбеки, казахи,
кыргызы, уйгуры, каракалпаки, таджики и прочие? (возможные варианты
перевода названий среднеазиатских народов: Оз — сам себе, бек — дворянин,
аристократ; кыргыз: кыр+гыз; кыр — может переводиться как возвышенная
местность с пастбищами или посевными угодьями, а также ребро, грань,
хребет в сочетании с другими словами может иметь иной смысл — кыр хорсету
— угрожать; кыр шыгару — гранить, акцентировать; с прибавлением аффикса гы
или агы получается кырагы, что в свою очередь — бдительный, зоркий. Вторая
половина слова «гыз» может означать слово огыз или огуз. В таком случае,
слово кыргыз может означать огузы живущие на возвышенной местности с
пастбищами, бдительные внимательные, несущие угрозу, умеющие выбирать
место для пастбищ. Таджик: с иранского тат — человек, мужчина, воин;
тюркский аффикс жик, шик или ши, присутствующий и в других языках, придает
слову тат смысл как человек или народ, находящийся в состоянии войны, что
соответствует истории таджикского народа. Каракалпак: кара+калпак; кара —
черный или большой; калпак — шляпа или шапка; каракалпак — черная или
большая шляпа. Уйгур: уй — дом; уы — яд; гурып — обычай, традиция, нрав,
привычка; уйгырасу или уйгару — наметить совместно, решить совместно,
сообща; уйгур — народ, совершающий совместно какие-то обряды, связанные с
применением ядовитых или наркотических веществ, а также сообща принимающих
какие-то важные решения и их исполнение). Да, человек во всем мире свою
вину в неумении содержать собаку, сваливает на нее же саму, убивая
несчастное животное, в виде компенсации пострадавшей стороне, а уж в
мусульманской среде, да еще в сельской местности так тем более, при этом
не существует никакой дискриминации по отношению к волкодавам в других
регионах Средней Азии помимо Туркмении и вообще других пород собак.
Однако, что-то не наблюдается изменений в отношении собак к
людям. Азиатские волкодавы на протяжении тысяч лет
сражались против хищников бок о бок с человеком, и именно это, по нашему
конечно же, спорному мнению наложило отпечаток на специфическое поведение
этих собак. Не считая человека своим природным врагом «Азиат» редко без
причин нападает на него, а туркменские волкодавы, являясь более крупными в
среднеазиатском регионе инфантильными и более близкими генетически к
древним мастифам не делают этого практически вообще. Естественно, что
волкодавы активизируются ночью, когда активизируются его извечные враги
хищники, тем более что волкодавы изначально, возможно, сами были ночными
хищниками, а насчет дневного сна, так чем жарче климат, тем ленивее
тяжелая собака днем. Проще говоря, поведение азиатских волкодавов,
определяется их генетикой, спецификой и типом
конституции. Не менее жалко выглядит попытка этого
автора обосновать прямую причастность викингов и славян к созданию
волкодавов в Средней Азии, местное население которой, с его слов,
оказывается, не имеет никакого отношения к созданию данной породы. Нам
просто не понятно, какого рода информация питала столь резвые и далеко
идущие мысли. Наверное, в их основу легли викинго-славянские походы по
Волге в Каспий в 9 веке, направленные к берегам Закавказья и Ирана.
Истории не известен ни один викинго-славянский поход по Каспию, из
которого они вернулись бы живыми, за исключением одного в 909г. с участием
16 кораблей на остров Абесгун в Астрабадском заливе (пограничье Туркмении
и Ирана), тем более что вышеупомянутые вояки никогда не высаживались на
среднеазиатский берег Каспия. Даже если серьезно отнестись ко всей этой
романтически-розовой чепухе, то как можно ассоциировать грабительские
мероприятия с созидательной функцией в области кинологии на местах
грабежей, опять-таки остается за гранью нормального человеческого
понимания. Подобными несуразностями переполнена
статья великого кинолога, которому было отдано предпочтение в публикации в
журнале «Информ САО», который на конференции в Москве в мае 2001 года на
вопрос конкретно о САО с трибуны во всеуслышание ответил, что это вообще
не его дело(?). Черты поведения, которые выгодно
отличают туркменских волкодавов от волкодавов Средней Азии, еще больше
выражены в казахских тобетах. Кстати, казахские тобеты по-видимому обязаны
своим названием тому, что во время охраны скота крупные кобели-вожаки
располагаются на возвышенностях для лучшего обзора охраняемой территории.
Тобе-холм, возвышенность, потолок; Тобеге ит — собака на вершине холма;
Тобет — находящийся на вершине, в казахском языке буквально кобель.
Возможно, отсюда происходит название Тибет. К нашему великому сожалению
казахские тобеты очень малочисленны и их количество уменьшается с каждым
днем. Поскольку собаководов, хоть сколько-нибудь разбирающихся в этой
разновидности волкодавов в республике по нашим сведениям почти нет, то
день когда эти собаки полностью вымрут не за горами. Вдобавок ко всему,
казахстанские собаководы заболели «Туркменской болезнью» — это когда любая
пойманная в степи более или менее крупная дворняга преподносится как
породное животное, что ж спрос без знания порождает соответствующие
предложения. Таким образом, можно отрицать наличие пород собак, во всем
мире назвав их одной породой, просто с разными типами. Фотографии
казахских волкодавов, приложенные к статье, дадут читателю довольно точное
представление об их физическом облике. Особенно не вредно будет посмотреть
на них нашим коллегам, которые душещипательно описывают в казахстанской
прессе проблемы породы и попрошайничают у бизнесменов деньги на ее
восстановление, при этом судя по предлагаемым ими фотографиям собак и
описанию их рабочих качеств, они абсолютно не имеют представления о том,
как выглядят на самом деле казахские волкодавы и что они вообще из себя
представляют, а это наводит на определенные мысли. Как в песне поется —
«какое небо голубое, мы не сторонники разбоя, на дурака не нужен нож, ему
покажешь…». Надо сказать, что в Казахстане среди собаководов казахский
волкодав практически неизвестен и тем более неизвестен он среди
потребителей, являющихся почти на сто процентов городскими жителями (с
породой знакомы в основном пожилые представители коренной национальности,
проживающие и проживавшие в сельской местности, к сожалению их активность
в отношении породы нулевая), что позволяет довольно просто, выражаясь на
современном ультрамодном жаргоне ловить любителей породы на эдакий
«кинологический лохотрон», буквально приставляя клиенту ослиные уши,
всучивать ему обыкновенную малопородную САО. На текущий момент у породы
шансы на восстановление и сохранение гораздо выше, чем в свое время у
китайского пикинеса или шарпея, породы этих собак были восстановлены на
основе единичных особей, однако современные кинологи-лохотронщики переходя
от частных гипнотических сеансов к широкомасштабной рекламе своих
«квазимод» через средства массовой информации ставят жирный крест на итак
почти безнадежное дело, трансформируя обычное незнание породы у широких
масс в искаженное представление о ней. Сразу видно, что со знаниями
маркетинга и менеджмента в отличие от знания породы у этих товарищей все в
порядке. Чего только стоят такие рекламные названия, якобы особенных
разновидностей казахских волкодавов, имеющихся у них в наличии как,
таутобет, байтобет, златовласый байтобет, хорошо еще не какой-нибудь
каракулевый или курдючный султан или хантобет, хотя все еще впереди, и
возможно мы станем свидетелями еще и не таких коммерческих
приемчиков. В этой статье мы затронули историю и
может быть, тюркские народы, которым мы не уделили внимание, посчитают
себя обойденными, но в этом маленьком очерке мы не в силах вместить
многотомные труды по всем тюркским, а также не тюркским народам, принявшим
непосредственное участие в создании и сохранении азиатского волкодава.
Цель этого труда показать общетюркский вклад в создании пород
мастифообразных собак и, в частности, Среднеазиатских волкодавов, а также
определить роль казахского народа в этом процессе, попутно показав, чем
отличались мастифы Средней Азии друг от друга, на протяжении столетий, до
материализации «гениальных» идей российских и прочих кинологов в этой
области. Нам известно, что каждый среднеазиатский народ считает себя
основным создателем САО, что весьма не беспочвенно, но все-таки, надо
смотреть на породу в целом, сразу охватывая всю Азию, а не рассматривать
ее на мелком, региональном уровне. Пользуясь
случаем, нам также хочется ответить некоторым авторам монументальных
произведений о САО, которые фальсифицируя историю, пытаются внедрить свою
идею происхождения САО и их сущности, на нелепой отсебятине, внушая
читателям мысль о неполноценности тюркской нации, а следовательно,
несостоятельности ее в деле селекции волкодавов и прочих пород животных, а
также созданию других атрибутов цивилизации и отдать это право на тюркской
земле каким-то неизвестным, но высоко цивилизованным народам,
предшествующим тюркам, у которых якобы последние не имея ничего, все
унаследовали дармовым образом. Нецелесообразность
искажения истории из угоды национальной гордости или политической
потребности, доказана самой историей, неверное отображение которой, даже в
наши дни приводит к самым негативным последствиям (межнациональная вражда
и т.п.). В XXI веке любой цивилизованный человек, должен понимать, что
прошлое любого народа, его достижения являются достоянием и богатством
всего человечества, и его личные национальные амбиции не могут быть
оправданием для лжи. Тюркские народы ни чуть не хуже
и не лучше других народов. В мире нет плохих или хороших наций, все они и
их особенности формируются под воздействием различных внешних факторов, в
основе которых лежат климатические и геополитические рычаги воздействия.
Благодаря определенному стечению обстоятельств возник тюркский народ,
который сделал неоценимый вклад в развитие общечеловеческой цивилизации,
что требует признания и уважения. Как видно из
истории, тюрками были созданы, самые великие и огромные, по завоеванным
территориям империи, гораздо более великие чем, например, Римская или
Китайская, тем более что, обе эти империи не раз были покорены тюрками и
сами входили в состав тюркских государств. Тюрки —
это первая в мире нация, приручившая лошадь, придумавшая седло и стремена,
что позволило использовать с полной отдачей конную армию в
войне. Тюрки первые в мире научились обрабатывать
железо. Преимущественно во времена Карасукской
культуры, в окрестностях рек Иртыш и Енисей, а с изобретением булатной
(болат — сталь) стали тюрки, изобрели неповторимое оружие для конного боя
саблю или шашку. Шашка от слова шаш — волосы; батыры в древности выбривали
голову, оставляя на макушке чуб или косу, для того, чтобы в случае
поражения противник мог, легко держась за нее снять скальп или отсечь
голову, это связано с древней тенгрианской религией тюрок. Буквально шашка
— оружие для снятия скальпа. Тюрки, первыми в мире применили на войне лук
и стрелы; тюркский двухдужный, составной лук стрелял до 700 и более
метров, в Европе в самые лучшие времена луки стреляли до 500
метров. Тюркской традицией было почитание ученых
людей, поэтому тюрки не имели безграмотных вождей, приставка Бильге (билик
— ученый, грамотный) к имени не редка в списке тюркских правителей.
Тюркское руническое письмо на сотни лет старше письма англичан, французов,
немцев, русских и прочих народов. Тюрки внесли
огромный вклад в развитие мировой науки и культуры, дав большое количество
людей в этих областях, а такие изобретения тюрок в одежде как брюки,
пиджак, пальто, шляпа, сапоги, пуговицы применяются людьми во всем мире и
по сей день. По сей день, тюркская десятичная система применяется в
большинстве армий мира, а тюркская конная тактика ведения войны, в
Европейских военных академиях преподавалась до первой мировой войны. Даже
применению такой повседневной мелочи, как мытье рук и умывание перед
приемом пищи и перед молитвой западный мир впервые учился у тюрок. Тюрки
на протяжении сотен и тысяч лет контролировали большинство основных
торговых путей между Востоком и Западом (Шелковый Путь) и сыграли
немаловажную роль катализатора в синтезе передовых достижений практически
всех цивилизаций мира. Значение тюркского народа в этом процессе
современному человечеству просто трудно переоценить.
На государства Европы и Азии огромное воздействие
оказали тюркская военная система, традиции тюркского государственного
управления и архитектурные стили (великое множество дорог и городов как в
восточных, так и в западных странах были построены тюрками).
Да тюрки строили города, их кочевые государства
отличались от государств с оседлым образом жизни, в основном ведением
сельского хозяйства, где в силу климатических условий и древних традиций
упор ставился на кочевое скотоводство, хотя и земледелие было им не чуждо.
Города тюрок были сосредоточением их культурной, политической и
экономической жизни. Например, страну Дашт-и-Кыпшак
Арабы и Иранцы называли страной великих городов, а викинги — царством
городов. Современники Улы Улыса (Улыс Жоши Хана или Золотая Орда)
описывают города этого государства, как одни из самых больших, богатых,
красивых, многолюдных и благоустроенных в мире. В последствии эти города
были варварски разграблены, разрушены русской армией. Указ Петра Первого,
опубликованный в ряде Российских изданий 1994-1995 гг., смысл которого
заключается в том, чтобы присвоить достижения тюрок своему народу, а
последних низвести как физически, так духовно, путем уничтожения
памятников материальной и духовной культуры — «А басурман зело тихим
образом, чтобы не узнали, сколько возможно убавлять», стал ориентиром в
колониальной политике Российского государства по отношению к потомкам
народов Улы Улыса (Золотая Орда). Что ж у каждого народа были времена
взлетов и падений! Как говорится, каждому
свое. Тюрки, вливаясь в другие народы в силу своей
военной специфики, занимали в этих народах нишу аристократического
сословия и соответственно участвовали в становлении и развитии этих
народов. Только в России насчитываются, сотни
княжеских, боярских, графских, дворянских родов, ведущих свои корни от
тюркских предков. К примеру, такими из общеизвестных личностей были: Петр
1 (по матери), Борис и Федор Годуновы, Менделеев, Мечников, Павлов,
Тимирязев, Достоевский, Тургенев, Державин, Денис Давыдов, Куприн,
Булгаков, Шишкин и целая плеяда имен, составивших цвет Русской нации. К
сожалению, никто не вел списки рядовых тюрков влившихся в Русскую нацию,
но поэтому случаю, в генетическом смысле, точно говорит русская пословица
— «Поскреби Русского, найдешь татарина», что подтверждено генетическими
исследованиями российских ученых (при социализме за такое научное открытие
генетики наказывались ссылкой в лагеря, а наука генетика была запрещена.
Здесь мы даже не говорим о присутствии тюрков на Руси в дошынгысхановскую
эпоху). Практически все обряды и атрибуты
современной христианской религии заимствованы из тюркской религии
тенгрианства. Такие атрибуты, как равносторонний крест, алтарь, жест
крестного знамения, понятие о Святой Троице, крещение водой, архитектура
построения храмов с применением жженого кирпича с крестообразным
основанием и центральным куполом и многое другое. Все это присутствовало в
тенгрианстве у тюрок и полностью отсутствовало у христиан, являющихся
сектой иудейской религии до вторжения тюрок в Европу в 4 веке. Современная
христианская религия являет собой синтез иудаизма и тенгрианства, причем
западное христианство в большей степени иудейское, а восточное, т.е.
православное и армянское в большей степени тенгриантское. Интересно, что
факт крещения Руси Византией у самих византийцев не зафиксирован, к тому
же артифакты христианства на Руси имеют гораздо более древнее
происхождение, чем христианство у византийцев, вот и гадай, кто кого
крестил. Любопытно, что несколько золотоордынцев в свое время были
причислены к лику святых русской православной
церковью. Лично нас — собаководов мало интересуют
исторические моменты в публикациях о собаках, но вероломное искажение
действительности отражающейся на состоянии породы азиатских волкодавов и
неуважительное отношение некоторых российских авторов к азиатским народам,
побудили нас к написанию краткого исторического
ликбеза. Мы рассчитываем, что в последующих наших
работах мы не будем возвращаться к истории, а будем делиться с читателями
своими знаниями и мыслями только в области собаководства, на что у нас уже
заготовлен соответствующий материал. Воссоздание и сохранение породы
азиатских волкодавов, а также создание модели ее существования
удовлетворяющей интересы и потребности «азиатчиков» возможно лишь, при
обоюдном взаимоуважении и взаимопонимании кинологов России, Азии и др.
стран и регионов по отношению друг к другу.
Предупреждая обвинения в адрес авторов статьи, в
национализме сообщаем, что по этнической принадлежности один из авторов
является всего лишь метисом между казахской и украинской национальностями,
а второй является представителем белоруской и русской национальностей, что
в корне делает не возможным подобное обвинение. Для
тех наших оппонентов, которые вопреки «упрямым фактам» выступают в роли
«неверующего Фомы», в случае надобности мы можем составить список научной
литературы, авторами которой в большинстве являются российские ученые.
И в довершение скажем, что в отличие от всех авторов
о САО, мы не расхваливаем тот тип собак, которых мы имеем в собственном
разведении и не подгоняем под них описание эталона (стандарта), мы говорим
о том какими были волкодавы в прошлом, что от них осталось сегодня и
какими они должны быть завтра, а сами мы находимся лишь на пол пути к
заветной мечте, и во имя сохранения породы, с чистым сердцем приглашаем
всех желающих в попутчики!
Описание казахского
волкодава — Тобет. Здесь во благо породы и ее
любителей, а также во вред частной коммерческой деятельности
последователей «лисы Алисы и кота Базилио» мы приведем общее и краткое
описание казахского волкодава. Внешний вид казахского
волкодава очень напоминает описание тибетского дога — это крупная, грубого
типа сложения собака, с явно присутствующей тенденцией к сырости
(относится только к развитию подкожной клетчатки). Средний рост кобеля
72-75 см в холке. Прекрасно приспособленная к жизни в климате с большими
перепадами температуры и вообще всеми анатомическими особенностями,
говорящими о ее эволюции в условиях резко континентального климата.
Тяжелая голова с мощным уплощенным сверху черепом, с
резко обозначенными надбровными дугами и затылочным бугром. Лоб плоский,
широкий, переход к морде плавный, но явно обозначенный. Морда немного
короче черепа, объемная с широкой спинкой носа, имеющей форму
прямоугольника. По направлению к мочке почто не сужается, мочка носа
крупная, черная. Верхняя губа толстая, закрывает нижнюю челюсть, не редко
образует брыли, нижняя челюсть широкая, скулы мощные, хорошо выражены. При
наклоне головы на черепе образуются кожные складки.
Уши обычно купированы, низко расположены, небольшие
треугольной формы. Глаза маленькие, округлые, сидят глубоко, надежно
защищены надбровными дугами. При характерном наклоне головы, взгляд
получается из подлобья, создается впечатление
угрозы. Зубы естественно белые и
крупные Шея низко поставлена, мощная, объемная с
хорошо развитым наполненным подвесом. Формат тела
несколько растянут, вследствие чего, собаки как правило не бывают
высоконогими. Корпус массивный, с широкой и глубокой
грудью, ребра округлые, ложные ребра длинные, развитые. Поясница широкая,
хорошо обмускуленна, круп также мускулистый, широкий, немного наклонный.
Холка высокая, мощная, обмускуленная, за холкой при возможном и допустимом
высокозадии может образовываться переслежина, но спина в любом случае
жесткая и упругая. Живот низко опущен, почти до уровня
груди. Подкожная клетчатка великолепно развита по
всему участку тела, но особенно в областях шеи, холки и под грудью.
Практически все кинологи-азиатчики, такое развитие клетчатки у САО,
предписывают защите от волчьих клыков, в то время как мы считаем это
следствием эволюции породы в суровых климатических условиях. Клетчатка
наряду с густой шерстью, поддерживает температурный баланс тела, а также
питает организм в периоды отсутствия пищи и воды, подобно горбам у
верблюда или курдюку у казахской породы овец, лишь в последнюю очередь по
счастливой случайности служит защитой от клыков
хищников. Шерсть у тобета грубая, плотно прижатая к
телу, с сильно развитым подшерстком, длина остевого волоса до 10 см, на
шее у кобелей зачастую образует гриву, а на скулах бакенбарды, на голове и
передней поверхности ног короткая. Отличительная черта —
водонепроницаемость, в буквальном смысле слова — «как с гуся вода».
Окрас не имеет большого разнообразия — черный,
бурый, серый, рыжий — все окрасы имеют разные оттенки и, как правило,
белые и светло-желтые подпалы или разводы. Зачастую у собак над глазами
имеются светлые пятна и светлый обвод вокруг глаз, в виде очков. Собаки
темного окраса со светлыми пятнами над глазами называются четырехглазыми,
на эту тему у казахов имеются различные суеверия, их происхождение уходит
корнями во времена культа собаки у древних тюрок, который
трансформировался в суеверия с приходом ислама. Собаки пегого, пятнистого
и белого окраса встречаются редко. Ноги у тобета
толстые, массивные, мускулистые, причем не только задние, но и передние,
при осмотре сзади и спереди параллельны. Тобеты, как было уже сказано, не
высоконогие, длина передней ноги от лапы до локтевого сустава примерно
равна половине высоты в холке. Углы суставов ног хорошо выражены,
следствием чего являются пружинистые, свободные и нескованные движения.
Длины лопатки, предплечья и плеча равны, также как равны между собой длины
крупа, бедра, голени и плюсны вместе с лапой. Лапы
овальные, очень крупные, умеренно сжатые. Пясти
немного наклонны, как и плюсны. Хвост посажен
умеренно высоко, закручивается на конце в кольцо, опушенный, обычно
купируется. Казахские волкодавы обладают своеобразным
складом характера. Собака с ярко выраженным социальным поведением.
Агрессивно реагирует на присутствие потенциального соперника в
иерархической лестнице. Вопрос иерархии решается путем борьбы, по
благородным, установленными природой правилами, практически никогда не
заканчивающейся смертью, за исключением случаев антисоциального поведения
одного из соперников, что практически всегда является следствием
нечистокровности и нарушения психики. Каждя особь занимает свое положение
в стае и выполняет свои обязанности. В общении с человеком тобет
независим, ненавязчив и предан. Ведет себя на равных, является человеку
другом, или, если так можно выразиться, партнером, а не слугой, как собаки
большинства других пород. Тяжело переносит не заслуженное наказание,
вплоть до потери контакта с хозяином. К посторонним недоверчив, но не
злобен, агрессию проявляет с предупреждением, в некоторых случаях
некорректного обращения с ним или его хозяином. Четко выражен
территориально-охранный инстинкт, при этом тобет не пустолайка, в
сравнении с собаками других пород и разновидностей САО, просто молчун. В
ряду особенностей характера отличается врожденной агрессией к хищникам,
особенно к волкам и собакам, напоминающих по внешнему виду волков. Ввиду
этого качества, в той или иной степени, выраженного практически у всех
азиатских волкодавов, ринг этих собак невозможно проводить рядом с рингом
собак, внешне напоминающих волка. В незнакомой обстановке ведет себя
спокойно, уверенно и не агрессивно. Обладая для собаки высочайшим
интеллектом, тобет способен оценивать любую сложившуюся ситуацию и
самостоятельно принимать решения. В тоже время, особенности поведения
казахских волкодавов станут серьезным препятствием в использовании их в
качестве служебных собак. Хочется заострить внимание
на том, что если среднеазиатские волкодавы считаются самыми безопасными
собаками в мире для человека, то казахский тобет является самым безопасным
для человека из всех разновидностей азиатских волкодавов!!!
Автор: Кожахметов
А. Д. Соавтор: Малашевич. А. В.
|